Из предпринимателя в инвесторы: как вложить первый $1 млн и сделать правильные выводы
В венчурных инвестициях работают базовые правила бизнеса. Несмотря на все риски, связанные с венчуром, это отличный способ расширить кругозор и натренировать свои предпринимательские навыки, считает венчурный инвестор и серийный технологический предприниматель Максим Спиридонов
В начале 2021 года я полностью вышел из управления и владения созданного мной 10 лет назад образовательного холдинга «Нетология-групп» и оказался перед выбором: что делать дальше? Для человека, который всю свою взрослую жизнь строил новые бизнесы, логичным было бы снова зайти в эту реку. Но я решил, что очередной стартап может подождать. Мне хотелось оставаться в бизнесе и при этом не взваливать на себя снова бремя операционного управления. Так я начал присматриваться к венчурным инвестициям.
Конечно, я и прежде был знаком с венчуром. За последние годы, в условиях постепенного умирания банковских депозитов, все больше моих знакомых пробовали примерить на себя роль бизнес-ангела. Даже консерваторов и скептиков этот способ приумножения капитала манил вероятностью гипервысокой доходности и модным лоском — он становился чем-то вроде «нового черного» в инвестициях.
За два десятилетия технологического предпринимательства мне довелось пообщаться с сотнями бизнес-ангелов и десятками представителей венчурных фондов. Но я всегда находился с другой стороны баррикады и никогда не пытался даже представить себя в роли инвестора.
И вот теперь, после нескольких месяцев интенсивного погружения в предмет, более десятка сделанных инвестиций и разложенного по проектам первого миллиона долларов хочу поделиться выводами и наблюдениями о том, что такое венчур, с точки зрения предпринимателя.
Игра по тем же правилам
Начну с приятного. Оказалось, что в венчурных инвестициях (по крайней мере, на ранних стадиях seed и pre-seed) работают те же базовые правила бизнеса, которые хорошо знакомы мне из личной практики создания стартапов:
- Важно глубоко понимать рынок, в который ты хочешь зайти, чувствовать и анализировать экономические и потребительские тренды, знать ключевые цифры по ним и динамику их изменения за последние годы.
- Нужно мыслить стратегически и продуктово. Не только следить за новыми трендами, но и вдумываться в их природу, тестировать их как потребитель. Важно за сухими цифрами статических данных, технологическими и экономическими веяниями суметь увидеть нишу (возможность для нового продукта или проекта) и понять, какой могла бы быть стратегия сильного игрока на изучаемом рынке. А затем — найти такого игрока самостоятельно или с помощью нанятой команды аналитиков. Ждать, что хорошие сделки свалятся на тебя сами, наивно.