В этом доме Булгаков поселил дьявольскую свиту в романе «Мастер и Маргарита»

Культура.РФИстория

История одного здания: дом на Большой Садовой

Автор: Ирина Кирилина

0:00 /
795.771
Скульптура Коровьева и Бегемота во дворе музея-театра «Булгаковский дом» на Большой Садовой, 10, Москва. Фотография: stargal / фотобанк «Лори»

Дом на Большой Садовой, 10, в Москве до революции был доходным: квартиры в нем сдавались в аренду. При советской власти просторные помещения превратились в коммуналки для сотрудников типографий. Среди пролетариата в одной из комнат жил Михаил Булгаков: именно в этом доме он позже поселил дьявольскую свиту в романе «Мастер и Маргарита», а образ Аннушки, пролившей масло, списал с одной из своих соседок.

Знакомьтесь с историей дома в нашем материале. Читайте, во сколько обходилось его содержание домовладельцу Илье Пигиту, почему квартира №50 прослыла «нехорошей», как здание стало центром неформального советского искусства и когда в нем появились сразу два булгаковских музея.

История строительства

В 1901 году купец, владелец табачной фабрики и нескольких магазинов Илья Пигит купил участок земли на Большой Садовой улице в Москве. Считается, что он хотел организовать на этом месте еще одно табачное производство, но фабрику запретили открывать рядом с церковью. В 1902 году Пигиту выдали разрешение на строительство жилого дома.

Здание состояло из двух корпусов: уличного, который выходил на Большую Садовую, и расположенного за ним дворового. Главным архитектором стал Эдмунд Юдицкий — он возводил в Москве особняки знатных горожан и доходные дома, где сдавались квартиры. А оформление уличного фасада разработал Антонин Милков. По его задумке парадную часть здания украсили пять выступающих эркеров, их нижние части стали козырьками подъездов. Между эркерами расположились лепные элементы в виде спиралей и вьющихся стеблей; вдоль верхнего, пятого этажа шла майоликовая отделка. Дворовый корпус выглядел более строго и внешнего декора почти не имел.

На входе в музей-театр «Булгаковский дом» на Большой Садовой, 10, Москва. Фотография: Татьяна Шикова / фотобанк «Лори»

Самая роскошная квартира в доме принадлежала самому Илье Пигиту. Все помещения в ней были оформлены в разных архитектурных стилях: гостиную украшала барочная лепнина, столовую отделали в модном в то время стиле модерн, а парадный зал — в духе неоклассики. В рабочем кабинете Пигита стены были оклеены обоями, которые имитировали крокодиловую кожу. На потолке располагались лепные изображения утки, павлина и орла: внешне они были похожи не на гипсовые, а на резные деревянные украшения.

Самые дорогие квартиры находились в фасадном корпусе, в основном на втором и третьем этажах. Они состояли из четырех-шести комнат, арендовали их состоятельные семьи. В девяти квартирах располагалось общежитие Московских высших женских курсов Владимира Герье, рассчитанное на 61 место. Кроме того, в доме жили оперная певица Евгения Львова-Шершеневич, художники Николай фон Бооль и Петр Кончаловский, несколько врачей и государственных чиновников.

Автомобиль во дворе музея-театра «Булгаковский дом» на Большой Садовой, 10, Москва. Фотография: Дмитрий Неумоин / фотобанк «Лори»

К 1914 году дом приносил Илье Пигиту около 45 тысяч рублей ежегодного дохода. Это превышало даже годовой оклад губернатора, который в то время составлял около 12 тысяч. Врачи и учителя получали гораздо меньше — от 950 до 1200 рублей в год.

Около 10 тысяч в год домовладелец тратил на «особые расходы»: жалованье швейцарам, дворникам и ночным сторожам, оплату отопления, освещения и водоснабжения, страхование, вывоз мусора и снега, необходимый ремонт.

«Нехорошая квартира»

В 1917 году Московское Благушинское домовладельческое акционерное общество выкупило у Ильи Пигита здание на Большой Садовой, 10. События Октябрьской революции одна из жительниц дома, Софья Тадэ, описывала так:

В домах устраивали ночные дежурства. Дежурили по двое, меняясь каждые три часа. Закутавшись в одеяла, сидели на площадке лестницы верхнего этажа и ждали. Каждый стук, крик в ночи заставлял вздрагивать. Швейцары запирали подъезды, вставляя для верности в ручку двери палку. Дворник вешал на ворота замок.

С 1918 года дом стал собственностью государства и в нем открыли рабочую коммуну треста «Мосполиграф». Поселились здесь сотрудники московских типографий. В начале 1920-х на месте общежития женских курсов появилась столовая для рабочих, рядом с ней — библиотека и клуб. Софья Тадэ вспоминала: «Готовить должны все хозяйки по очереди. Посуду выделили — кто что смог. Кто тарелки, кто кастрюли. Сбили скамьи, столы. Понавесили длинные кумачовые полотнища с лозунгами, тщательно выписанными разведенным мелом. Без них клуб не клуб. А для библиотеки — понатаскали книг видимо-невидимо из брошенных квартир».

Табличка с номером дома на Большой Садовой, 10, Москва. Фотография: E. O. / фотобанк «Лори»

В 1921 году в квартиру №50 на Большой Садовой въехал Михаил Булгаков со своей первой женой Татьяной Лаппой. Супругам принадлежала только одна комната, в которой раньше жила сестра писателя с мужем. Несколько раз их пытались выселить. Татьяна Лаппа вспоминала об этих временах: «В домоуправлении были горькие пьяницы, они все ходили к нам… хотели, видно, денег, а у нас не было».

Прописаться в квартире Булгакову и его жене удалось только при поддержке Надежды Крупской: писатель некоторое время был ее подчиненным и обратился за помощью. В письмах и рассказах он часто называл это жилье «проклятой квартирой №50».

Эта квартира не такая, как остальные, была. Это бывшее общежитие, и была коридорная система: комнаты направо и налево. По-моему, комнат семь было и кухня. Ванной, конечно, никакой не было, и черного хода тоже. Хорошая у нас комната была, светлая, два окна. От входа четвертая, предпоследняя, потому что в первой коммунист один жил, потом милиционер с женой, потом Дуся рядом с нами, у нее одно окно было, а потом уже мы, и после нас еще одна комната была. В основном в квартире рабочие жили. А на той стороне коридора, напротив, жила такая Горячева Аннушка. У нее был сын, и она все время его била, а он орал. И вообще там невообразимо что творилось. Из воспоминаний Татьяны Лаппы

Двор музея-театра «Булгаковский дом» на Большой Садовой, 10, Москва. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

Булгаков описал дом №10 и его жильцов в нескольких своих произведениях — например, в рассказах «№13. Дом Эльпит-Рабкоммуна» и «Самогонное озеро». Но самую заметную роль «проклятая квартира №50» сыграла в романе «Мастер и Маргарита»: именно она стала прообразом «нехорошей квартиры», где поселился Воланд со своей свитой. А соседка Анна Горячева послужила прототипом той самой Аннушки, которая пролила подсолнечное масло и стала причиной гибели Михаила Берлиоза.

Булгаков прожил в квартире №50 около трех лет. Затем он вместе с женой переехал на пятый этаж того же дома, в квартиру №34. Там его соседями стали бывший коммерсант Артур Манасевич с семьей и их прислуга. Но в этом жилье писатель надолго не задержался: уже в 1925 году он расстался с Татьяной Лаппой и переехал к своей второй жене — Любови Белозерской.

Вывеска во дворе музея-театра «Булгаковский дом» на Большой Садовой, 10, Москва. Фотография: E. O. / фотобанк «Лори»

Репрессии, война и расселение коммуналок

Сталинские репрессии конца 1930-х годов коснулись и жильцов дома на Большой Садовой. Троих из них — племянницу Ильи Пигита Анну, ректора Высшего кооперативного института Анастасию Биценко и заместителя директора московского завода «Парострой» Франца Снешко — расстреляли. Некоторых арестовали и отправили в лагеря по доносам соседей.

Во время Великой Отечественной войны дом почти не пострадал от обстрелов: только в одной квартире обрушился потолок, а в нескольких помещениях выбило стекла взрывной волной. От бомбежек местные жители прятались в метро, на станции «Маяковская».

Портрет Михаила Булгакова на стене в музее-театре «Булгаковский дом» на Большой Садовой, 10, Москва. Фотография: stargal / фотобанк «Лори»

В 1946 году в подвале дома №10 расположилось картофелехранилище. Работали в нем в основном пленные немецкие солдаты. Дети жильцов иногда приносили им немного черного хлеба, а те взамен вырезали для ребят деревянные пистолеты и самолеты.

Булгаковский дом на Большой Садовой, 10, Москва. Фотография: E. O. / фотобанк «Лори»

В послевоенные годы дом на Большой Садовой был сильно перенаселен: в нем проживало почти 800 человек. Квартиры по-прежнему оставались коммунальными — на несколько семей каждая. Санузел и кухня были общими для нескольких комнат, убирали их по очереди. Квартир на всех не хватало, некоторые семьи жили в полуподвальных помещениях, а иногда и прямо в подъездах. Расселение коммуналок началось только в 1960-х, и уже десять лет спустя число жильцов дома уменьшилось вдвое — до 355 человек. Люди получали новые квартиры на окраине Москвы и в ее северо-западной части.

Лестница в Государственном музее им. М.А. Булгакова, Москва. Фотография: Илюхина Наталья / фотобанк «Лори»

Центр неформального искусства, приют хиппи и булгаковский музей

В середине 1970-х бывший доходный дом стал одним из центров неофициального советского искусства. Художники встречались в квартире директора ателье Людмилы Кузнецовой, там же устраивали импровизированные выставки: картины развешивали на стенах комнат. К Кузнецовой часто приходили иностранные коллекционеры и дипломаты, которые хотели купить произведения неформальных художников, но легально приобрести такое творчество в СССР было невозможно. Посещали квартиру и известные советские артисты — например, Алла Пугачева и Владимир Высоцкий.

Александр Рукавишников. Макет памятника Михаилу Булгакову. Музей-театр «Булгаковский дом», Москва. Фотография: Бондаренко Олеся / фотобанк «Лори»

К 1986 году большинство помещений в доме №10 пустовало: жильцов расселили по другим домам. Часть заброшенных квартир заняли хиппи и организовали здесь своеобразный центр андеграундной культуры. В доме проходили концерты рок-групп, кинопоказы и выставки картин. К новым членам сообщества предъявляли строгие требования: запрещалось употреблять алкоголь и наркотики, устраивать конфликты с другими жильцами. В общину хиппи регулярно приходил местный участковый, часто оставался пить чай и беседовать с музыкантами и художниками, но штраф за незаконное проживание обязательно выписывал, как того требовали правила. К концу 1990-х сообщество хиппи окончательно выселили.

С середины 1980-х годов дом на Большой Садовой часто посещали поклонники творчества Булгакова. На стенах подъезда, где находилась «нехорошая квартира», появлялись рисунки и надписи по мотивам произведений писателя. Позже их все закрасили.

Табличка в Государственном музее им. М.А. Булгакова, Москва. Фотография: E. O. / фотобанк «Лори»

В 2004 году на первом этаже пятого подъезда открылся частный музей, посвященный Михаилу Булгакову, — сейчас он известен как «Булгаковский дом». В нем проходят спектакли по творчеству писателя, экскурсии по экспозиции, лекции и литературные вечера. Гиды также устраивают пешеходные и автобусные прогулки по булгаковским местам в окрестностях Большой Садовой.

А с 2007 года в этом же здании работает еще один музей Булгакова — государственный. В его экспозицию входят личные вещи писателя, предметы обстановки квартир и даже интерактивный макет дома №10, который занимает целую комнату. Когда посетители нажимают на кнопки, в окнах макета появляются фотографии жителей.

Наталья Базюк. Памятник Михаилу Булгакову. Музей-театр «Булгаковский дом», Москва. Фотография: Бондаренко Олеся / фотобанк «Лори»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

За водой на лунный южный полюс («Луна-25» и другие) За водой на лунный южный полюс («Луна-25» и другие)

Задачи, которые стояли перед «Луной-25», никуда не делись. Их придётся решать

Наука и жизнь
Фторид магния помог получить эффективные и стабильные тандемные солнечные элементы Фторид магния помог получить эффективные и стабильные тандемные солнечные элементы

Материаловеды получили эффективные и стабильные тандемные солнечные элементы

N+1
Наталья Земцова: «Постоянно нахожусь в состоянии натянутой струны» Наталья Земцова: «Постоянно нахожусь в состоянии натянутой струны»

Что такое счастливый брак?

Караван историй
Мягкий против твердого. Кто сильнее в кризис? Мягкий против твердого. Кто сильнее в кризис?

Как быть крепкими до конца и в чем искать опору, когда держаться нет сил

Men Today
Вкус соли можно заменить электрической стимуляцией языка Вкус соли можно заменить электрической стимуляцией языка

Соль и электричество — что у них общего?

ТехИнсайдер
Ресторатор Уиллиам Ламберти — о новом старте после 50 и семейных рецептах Ресторатор Уиллиам Ламберти — о новом старте после 50 и семейных рецептах

Ресторатор Уиллиам Ламберти — как добиться успеха, несмотря на закрытия проектов

РБК
Связь с телом: почему мы не слышим его сигналы и чем это опасно Связь с телом: почему мы не слышим его сигналы и чем это опасно

Наше тело — сложный и тонкий механизм, и оно постоянно подает нам сигналы

VOICE
Как правильно ухаживать за кутикулой. Советы эксперта Как правильно ухаживать за кутикулой. Советы эксперта

Зачем нужно следить не только за ногтевой пластиной, но и кожей вокруг нее

РБК
Ученые выяснили, как мозг узнает своих Ученые выяснили, как мозг узнает своих

Как мозг животного узнает представителей своего вида?

ТехИнсайдер
Перья помогли динозаврам пережить вымирание 200 миллионов лет назад Перья помогли динозаврам пережить вымирание 200 миллионов лет назад

Перья спасли динозавров от холода во время вулканических зим

N+1
Сибирские собаки включили в рацион пресноводную пищу около 7400 лет назад Сибирские собаки включили в рацион пресноводную пищу около 7400 лет назад

Палеозоологи исследовали останки древних собак из Сибири

N+1
«Нельзя терять ни минуты» «Нельзя терять ни минуты»

В 1930 году в СССР состоялись 13 453 массовых крестьянских выступления

Дилетант
Катать не перекатать: на чем можно прохватить, если велосипед уже надоел Катать не перекатать: на чем можно прохватить, если велосипед уже надоел

Что же это за джамперы и флоутборды?

ТехИнсайдер
Почему мы пьем алкоголь с точки зрения эволюции Почему мы пьем алкоголь с точки зрения эволюции

Как сама эволюция объясняет нашу тягу к алкоголю?

Maxim
Почему человек Почему человек

Мозг шимпанзе очень похож на мозг человека, но почему обезьяны не говорят

ТехИнсайдер
Секреты флористов: как сохранить розы в букете дольше Секреты флористов: как сохранить розы в букете дольше

Как продлить цветам молодость?

VOICE
Как ГИБДД вычисляет замазанные цифры на госномере: фото и ответы Как ГИБДД вычисляет замазанные цифры на госномере: фото и ответы

Как вычисляют и ловят двойников авто с помощью системы «Паутина»

РБК
Не шашлыком единым: какие еще вкусные блюда можно приготовить на мангале? Не шашлыком единым: какие еще вкусные блюда можно приготовить на мангале?

Что еще можно приготовить на мангале, кроме шашлыка? Да почти все!

ТехИнсайдер
Как не нужно заниматься фитнесом: 10 ошибок, которые делает каждый второй во время тренировок Как не нужно заниматься фитнесом: 10 ошибок, которые делает каждый второй во время тренировок

Эти ошибки популярны среди тех, кто только начинает заниматься спортом

ТехИнсайдер
Беннифер навсегда: история любви Дженнифер Лопес и Бена Аффлека — 20 лет назад и сейчас Беннифер навсегда: история любви Дженнифер Лопес и Бена Аффлека — 20 лет назад и сейчас

Бурный роман, расставание и воссоединение: история Джей Ло и Бена Аффлека

Правила жизни
Долой рутину: как технологии экономят время современного учителя Долой рутину: как технологии экономят время современного учителя

Как сервисы автоматизируют повседневные дела учителей

ТехИнсайдер
Тайный распорядок: 36 способов изменить жизнь Тайный распорядок: 36 способов изменить жизнь

Писатель Крис Гильбо рассказывает о простых действиях, которые дают результат

VC.RU
Как выйти из треугольника Карпмана Как выйти из треугольника Карпмана

Как и почему мы выбираем роли в конфликтах и созависимых отношениях?

Psychologies
Великая лунная мистификация 1835 года: как фантаст заставил весь мир поверить, что на Луне есть жизнь Великая лунная мистификация 1835 года: как фантаст заставил весь мир поверить, что на Луне есть жизнь

Первый в истории пранк о пришельцах, который полностью вышел из-под контроля

ТехИнсайдер
Голая правда: путь к себе через нудистский пляж Голая правда: путь к себе через нудистский пляж

Как наша телесная обнаженность влияет на наше самоощущение?

Psychologies
В Оксфордском словаре появились местоимения для обозначения разных гендеров: 20 удивительных фактов об английском языке В Оксфордском словаре появились местоимения для обозначения разных гендеров: 20 удивительных фактов об английском языке

20 необычных фактах об английском языке, которые вы никогда не слышали

ТехИнсайдер
Пять кроссоверов Lada, которые могли стать суперхитами Пять кроссоверов Lada, которые могли стать суперхитами

Вспоминаем историю неудавшихся проектов Lada

РБК
7 мифов о похудении, в которые пора перестать верить навсегда 7 мифов о похудении, в которые пора перестать верить навсегда

Мифы о похудении, которые только вредят

ТехИнсайдер
«Не пройти мимо того, кому нужна помощь». Колонка Филиппа Авдеева о добре «Не пройти мимо того, кому нужна помощь». Колонка Филиппа Авдеева о добре

Что такое добро и почему так важно замечать мелочи в себе и друг друге

РБК
Предковая компонента в геномах удмуртов и бесермян оказалась «удмуртской» Предковая компонента в геномах удмуртов и бесермян оказалась «удмуртской»

Генетики исследовали ДНК 28 удмуртов и бесермян

N+1
Открыть в приложении