Кто такой Дракула, почему интерес к нему не утихает, чем интересен роман Стокера

СНОБКультура

История графа Дракулы — от лютого воеводы до героя-любовника

Съемки нового фильма Люка Бессона по мотивам культового романа Брэма Стокера «Дракула» должны начаться в 2024 году. Упор в сюжете будет сделан на историю любви заглавного героя.  Кто же такой Дракула, почему интерес к нему не утихает и чем примечателен роман Стокера, разбирался «Сноб»

Автор: Мария Башмакова

Влад III Цепеш
Влад III Цепеш. Фото: Picture gallery of the Vienna Art History Museum / Wikipedia

Фольклорная нечисть

Вампир, так же как ведьмы, призраки и колдуны, — фольклорный образ, который встречается в преданиях разных народов. Сказания об оживших мертвецах бытовали в Древней Греции. Затем эти поверья распространились на Балканы, к восточным славянам, в Турцию, на Кавказ и в Поволжье. 

Впрочем, к визитам «ходячих мертвецов» народы, населяющие эти земли, были более или менее готовы: вера в злонамеренных покойников, которые возвращаются в мир живых и строят козни, универсальна. Точно такими же универсальными становятся и гипотетические способы борьбы с кровососами: нужно вбить осиновый кол в труп или могилу. 

Обладают ли привлекательностью фольклорные кровососы? Скорее нет, это настоящая первозданная нечисть.

В книге лингвиста Елены Левкиевской «Мифы русского народа» сказано, что южные славяне часто представляли себе вампира раздутым, как мешок. Обычно упырь (он же — вампир) является в облике конкретного умершего и одет в ту же одежду, в какой тот был похоронен.

А становятся вампирами по разным причинам. Нередко это недолжным образом погребенные покойники, самоубийцы, колдуны. 

Кровососа можно распознать по наличию хвоста, а согласно некоторым верованиям — по наросту под коленкой, скрывающему отверстие, через которое вылетает душа. Поверья сербов гласят, что у упыря огромные глаза, бескостное тело и острые крупные зубы — ничего притягательного, романтический и эротический флер вампир обретет стараниями литераторов гораздо позже.

Старик в гробу

Зимой 1890 года директору лондонского театра «Лицеум» и сравнительно известному писателю Брэму Стокеру приснился кошмар. Мрачный подвал с открытым гробом, в котором лежал бледный старик с остекленевшими глазами. Внезапно мертвец оскалился и начал подниматься, тут-то Стокер и проснулся. А пугающий сон все не отпускал. 

Брэм Стокер сел за письменный стол, чтобы дать кошмару романное воплощение. В том, что мертвец в гробу — именно вампир, автор не сомневался. Он читал много рассказов о кровососах, в которых верили крестьяне Центральной Европы. Так постепенно складывался сюжет самого знаменитого его романа о жутком кровопийце, претендующем на мировое господство.

Брэм Стокер, 1906 год
Брэм Стокер, 1906 год. Фото: Wikipedia

По сути, Стокер создал миф на основе уже имевшегося фольклорного и литературного материала, но сделал это настолько мастерски и скрупулезно, что кажется, будто он летописец Дракулы, не только воссоздавший историческое прошлое своего героя, но и сконструировавший «кодекс вампира» — модель его поведения с присущими ему своеобычными ценностями и целями. 

Получилось убедительно. Роман стал необычайно популярен, а спустя время Дракулу возлюбили кинематографисты. На фоне пресных добродетельных героев поздневикторианской поры граф-вампир смотрелся живописно и притягательно. В романе Стокера Дракула носит графский титул. История же запомнила другое. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении