Испытание огнем: как SpaceX готовит корабль Незнайки к полету на Луну

ForbesНаука

Испытание огнем: как SpaceX готовит корабль Незнайки к полету на Луну

Первый прожиг первого космического двигателя на метане открывает дорогу самому большому ракетному проекту в истории человечества.

Александр Березин

bfr_clouds_b_norcs.jpg__1549469900__76648.jpg
SpaceX

7 февраля 2019 года SpaceX впервые вывела ракетный двигатель Raptor на полную мощность, нужную для его использования в космических полетах. Уже в этом году с помощью нового движка поднимут в воздух демо-версию космического корабля Starship, второй ступени BFR. На первый взгляд, Илон Маск сделал большой шаг назад: вместо разработки специализированного корабля для полетов к Марсу он пошел на компромиссный, «дауншифтерский» вариант BFR. Сделал он это с целью побыстрее получить корабль, пригодный для пилотируемого полета к Луне. Удастся ли ему отобрать хлеб у будущих сверхтяжелых ракет NASA и Роскосмоса, создаваемых специально для лунных миссий?

Почему самая современная ракета Земли напоминает старые детские книжки?

В советской сказке «Незнайка на Луне», вышедшей задолго до рождения Маска и появления SpaceX, транспорт для пилотируемого полета на Луну описывается так: «...Внешняя оболочка ракеты была сделана из сверхпрочной нержавеющей стали. Под этой стальной оболочкой была вторая оболочка...».

Twitter

 

Это довольно забавное совпадение. Дело в том, что в конце 2018 — начале 2019 года Илону Маску с большим трудом, преодолевая нешуточное сопротивление, удалось отговорить инженеров SpaceX делать ракету из углепластика. Вместо этого, по его настоянию, обшивку делают из нержавеющей стали. Причем эта стальная оболочка — двухслойная и, как в сказке Носова, особо прочная. В отличие от обычной нержавейки, ее будут обрабатывать сжиженными газами, имеющими сверхнизкие температуры — для получения максимальной прочности.

Однако на фоне новой ракетной концепции Маска ракета из «Незнайки», честно сказать, выглядит консервативно. В отличие от корабля из детской книжки, на BFR нет внутренней полимерной оболочки для защиты экипажа от радиации. Связано это с тем, что сейчас уровень космической радиации известен лучше, чем полвека назад. Уже понятно, что она опасна только в перелетах длиннее полугода (то есть дальше орбиты Марса). Поэтому второй, внутренний слой обшивки BFR сделан не из защитных полимеров, а тоже из нержавеющей стали. Два слоя понадобились, чтобы пускать между ними небольшое количество жидкого метана. При торможении в атмосфере тот будет частично испаряться через специальные отверстия в первом слое обшивки, унося от ракеты лишнее тепло.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении