Игры в облаках. Перспективы облачного гейминга как альтернативы дорогому «железу»
Когда топовая видеокарта стоит как автомобиль, и даже по этой цене является дефицитом, то любителям игр приходится искать другие варианты. Что такое «облачный» гейминг, и станет ли он выходом из ситуации с «железом»?

На заре всеобщей компьютеризации, когда люди уже распробовали видеоигры, но личный компьютер все еще был предметом роскоши, по всему миру процветали «компьютерные клубы». Туда можно было прийти и поиграть, не тратясь на собственный компьютер: при их тогдашней стоимости аренда была выгодным решением. Когда компьютеры появились в каждом доме, бизнес «клубов» захирел (хотя и не исчез окончательно), но сейчас, возможно, он получил второй шанс. В новой прогрессивной форме cloud gaming.
Cloud gaming
Облачный гейминг – это способ запуска компьютерных игр, при котором они открываются на удаленном сервере, а не на устройстве пользователя. Он работает по модели стриминга: сервер передает аудио- и видеопотоки геймеру. При этом пользователь управляет персонажем со своего устройства.
Cloud gaming – явление относительно новое. В 2015 году Sony купила OnLive и его конкурента компанию Gaikai. Их технологии стриминга игр Sony использовала при создании своего сервиса PlayStation Now. Пожалуй, это можно считать началом коммерческой эксплуатации идеи.
В начале стриминг игр развивался слабо в связи с низким качеством интернета у пользователей. В начале 2010-х на главном игровом рынке мира (США) средняя скорость интернет-подключения составляла всего 4,7 Мбит/с. Но к 2017 году она выросла уже до 18,7 Мбит/с, а сейчас, с перспективой 5G, открывается новая массовая аудитория.
Сегодня при соблюдении технических условий подключения качество локальной игры и облачной практически идентично – невооруженным глазом отличия не найти. Нет ни размытия кадров, ни лагов, ни графических артефактов. Фактически пользователь, как в компьютерном клубе, арендует на время мощный компьютер, чтобы на нем поиграть. Только компьютер этот виртуальный, выделенный из серверных мощностей игрового сервиса, а пользователю никуда не надо ходить – он может спокойно играть из дома.
Компьютер для облачной игры подходит практически любой. Вот технические требования с отечественного игрового сервиса Playkey: 1.5 GHz процессор, от 1GB оперативки, Windows XP, 7, 8, 10. MacOs c 10.8. Некоторые сервисы не поддерживают MacOs, некоторые, наоборот, поддерживают iOS и Android, но «железа» достаточно самого минимального. Там, где есть Android, можно играть даже с телевизора. Гораздо более критична скорость сети – обычно ее требования от 10 Мбит/с, но это самый минимум, который обеспечит комфортную игру не во все игры и не всегда.
Во что поиграть?
Взаимоотношения между издателями игр и игровыми сервисами пока что далеки от идеала. В наличии конфликт интересов игроков, издателей и облачных платформ. Игроки хотят платить деньги за возможность запускать свежие игры через облако просто по подписке, не покупая отдельно игру. Но издателям это невыгодно. Дело в том, что по статистике всего 20–30% геймеров проходят игру до конца. Однако при индивидуальной игре они платят за игру целиком, а при модели разделения доходов издатель вместо того, чтобы продать игру покупателю, получит с него лишь какую-то долю от месячной подписки на сервис. Выручка, которую можно было бы получить при продаже самой игры,