Игра отражений: случай Жапризо
Французский писатель, киносценарист и кинорежиссёр Себастьян Жапризо, как никто, умел смешивать детективный саспенс и психоанализ. Галина Ельшевская рассказывает о «Ловушке для Золушки» Себастьяна Жапризо.
«Ловушка для Золушки» Себастьяна Жапризо, кажется, единственный на свете детектив, в котором читатель может не догадаться не только кто убийца, но и кто же, собственно, жертва. Единственный ключ к разгадке содержится в последней реплике героини, а на важность этой реплики намекает название романа.
Сюжет, в котором предполагаемая жертва, узнав о намерении убийцы, перехватывает инициативу и сама воплощает тот же сценарий, — очень страшный. В роскошной вилле на Лазурном Берегу вспыхивает пожар: из двух находившихся там девушек — богатой наследницы Мишель и её бедной подруги Доменики — одна гибнет, а вторая выживает, но огонь делает её неузнаваемой и стирает отпечатки пальцев. Героиня и сама не знает в точности, кто из двух — она: из-за травматической амнезии ей приходится вместе с читателем разгадывать собственную тайну и восстанавливать ход событий, сопоставляя противоречивые улики и раз за разом обманываясь. Лучше всего эту ситуацию описывает ахматовская строчка: «только зеркало зеркалу снится».
Разумеется, на кону стоят большие деньги — наследство богатой тёти. Это обычный мотив литературных преступлений, но для французского детектива он особенно важен, ведь французский детектив, как никакой иной, включён в общую национальную матрицу, внутри которой — от Флобера или Бальзака до Сименона, например, — социальные аспекты буржуазного бытия (в частности, деньги) играют самую значительную роль. Впрочем, у Жапризо как раз этот мотив оказывается отчасти отодвинут в тень и заслонён психологической (чтобы не сказать психиатрической) коллизией: любовь героини к своей более удачливой подруге неотделима от ненависти и зависти, её желание «стать другой», эту самую «другую» уничтожив и заняв её место, не сводится исключительно к рациональному денежному расчёту. Здесь причиной и депривация совсем иного рода: тени Фрейда и Юнга явственно гуляют по страницам детективного романа, Золушка завидует Принцессе, понимая, что по всем сказочным канонам это на самом деле её роль, её жизнь и её будущее, — и тут ловушка захлопывается.