Хромая шпионка: как английские разведчицы работали в оккупированной Франции
Во время Второй мировой войны британское Управление специальных операций отправляло на континент секретных агентов. Среди них были и женщины. Рассказываем о двух из них — радистке индийского происхождения и американке, которая пересекла Пиренеи, несмотря на протез
Нур, Вирджиния и Вера
Зимой 1913–14 года в Москву приехал странствующий музыкант, философ и суфийский проповедник из Индии Инайят Хан. Он читал лекции в Политехническом музее, исполнял традиционную индийскую музыку, встречался с деятелями культуры (Федором Шаляпиным, Александром Скрябиным, Вячеславом Ивановым). А в это время его жена-американка нянчила девочку Нур, родившуюся вскоре после прибытия семейства в Москву.
Инайят Хан с семьей и музыкантами пробыл в России семь месяцев. Потом семья шесть лет прожила в Лондоне, затем перебралась в Париж. К этому времени Нур уже говорила по-русски и по-английски, а в школе начала изучать французский язык. В 1930-е она изучала детскую психологию в Сорбонне и вместе с братьями и сестрой давала концерты, во время которых играла на арфе и вине. Поступив в École Normale для изучения музыки, Нур влюбилась в музыканта еврейского происхождения и, несмотря на то, что семья не одобряла их отношения, тайно обручилась с ним.
В начале Второй мировой войны Нур стала медсестрой Красного Креста. В 1940 году, незадолго до капитуляции она вместе с семьей бежала в Англию на лодке. В Лондоне Нур и ее брат Вилайят решили, что должны бороться с фашистами: Вилайят пошел добровольцем в Королевские ВВС, а Нур стала радисткой в Женских вспомогательных военно-воздушных силах (WAAF). Спустя год один из начальников заметил, что она свободно владеет несколькими языками, и предложил ей присоединиться к Управлению специальных операций (SOE) — спецслужбе, которая занималась шпионажем и саботажем на оккупированных гитлеровцами территориях в Европе.
Нур согласилась, и ее отправили в тренировочный лагерь. Она училась взламывать замки, обращаться со взрывчаткой, маскироваться, отправлять шифровки, вести себя на допросах. Все это давалось Нур чрезвычайно тяжело — дочь убежденного пацифиста, выросшая в атмосфере любви и гармонии, совершенно не умела лгать. Инструкторы хотели отправить ее восвояси, но вмешалась Вера Аткинс — офицер французского отдела SOE.
Вера родилась в Румынии в семье британки еврейского происхождения и немецкого еврея. Она изучала французский язык в Сорбонне, но из-за оккупации Франции уехала в Лондон. В SOE она была секретарем полковника Мориса Бакмастера, который быстро заметил ее организаторские способности и поручил вербовать женщин для выполнения заданий в тылу врага. При этом формально Аткинс оставалась простой секретаршей — из-за отсутствия британского гражданства она не могла продвигаться по службе.
К тому времени, когда в ее распоряжение поступила Нур, Вера уже тренировала другую женщину, в которую тоже мало кто верил, — Вирджинию Холл, позже получившую прозвище «хромая шпионка».