Вечность между нами
Автор одной из обложек нашего юбилейного номера китайский художник Чжан Хуань готовится к большому путешествию на другие планеты — и продолжает изобретать
Чжан, российской версии Harper’s Bazaar исполняется 25, и мы вспоминаем самые яркие моменты прошлого и говорим о будущем. Скажите, где и при каких обстоятельствах вам хотелось бы оказаться через четверть века?
Через 10 лет мне стукнет 70, круглая и важная дата. Я надеюсь, что к этому времени помолодею. Я читал ученых, которые написали, что после 70 человек начинает расти в обратную сторону – как Бенджамин Баттон. Мне хочется в это верить. А через 25 лет мы с вами, возможно, встретимся на Марсе или в каком-нибудь другом измерении. Я готовлюсь к большим переменам. Даже курить бросил – отказался от сигарет и сигар, которые очень любил в молодости. И пить практически перестал. Посмотрите, в какой я физической форме. Я создаю свое тело и занимаюсь этим очень серьезно. Хочу стать метачеловеком и отправиться в космическое путешествие
Другие измерения, о которых вы говорите, уже сейчас могут существовать в цифровой реальности. Какие у вас отношения с VR и современными технологиями?
С тех пор как я был студентом в Пекине и практически до сегодняшнего дня я отказывался от цифрового мира, не признавал его. Но и тут произошли кое-какие изменения. Полгода назад, когда я начал задумываться о цифровом искусстве, стал задавать себе вопросы: «Что такое история?», «Что такое реальность и как определить, что она настоящая?» Новые технологии, возможно, станут ключом к пониманию всех этих вещей. Они бесконечно далеки от традиционных видов искусства, ты и делаешь все по-другому, и инструменты используешь другие, и воспринимаешь все иначе, может быть, даже через иные органы чувств. Но ДНК не меняется, в ней по-прежнему заключена жизненная сила. Когда она ощущается, это и есть искусство. Обратная ситуация – когда ты используешь технологии, а искусство мертвое. Как красивая девушка с пустотой внутри.
Каким вы видите искусство будущего?
Искусство в любое время должно обращаться к вечности. Общество, политика – это все мелкие вопросы. Пора начать думать о том, как найти новую планету. Нас волнуют деньги, слава, власть, права, хотя это все эгоистично и не имеет смысла в глобальном масштабе. Наша Земля – песчинка во Вселенной. Мы ничего не значим – при этом для каждого живого существа важно оставить след. Если вы ничего после себя не оставляете, получается, зря жили. С другой стороны, жизнь – это лишь переходный период.
Тема перехода – одна из центральных в вашем творчестве. Что это такое с точки зрения буддизма?
Обращение в нирвану. Буддистское восприятие физического ухода напрямую связано с китайской историей. Буддизму в нашей стране больше двух тысяч лет, он пришел в Китай через север Индии, появился во времена империи Хань, в эпоху расцвета государства. Это был период, когда китайцы впервые по-настоящему начали общаться с другими культурами. Буддизм – отражение взаимодействия, интереса друг к другу. Его ключевая идея в том, что Вселенная не рождается и не гибнет, она без начала и конца. За пределами нашего мира могут существовать другие. Гигантская сила, сконцентрированная в объеме не больше яйца.