Джорджо Армани — о гендерно нейтральной моде и красных дорожках

Harper's BazaarМода

Столп общества

В пандемию Джорджо Армани преподал всем урок достойного поведения перед лицом кризиса – и сегодня не боится смотреть в будущее широко открытыми глазами. О гендерно нейтральной моде, коммерциализации красных дорожек и приключениях итальянца в России мастер рассказал Анастасии Углик.

Джорджо Армани на презентации автобиографической книги Giorgio Armani, Москва, 2016

Этот номер для российского Bazaar особенный, поэтому и начать мы хотели бы с вопросов о нашей стране. Какими были ваши первые впечатления о России?

У меня с детства сложился романтический образ государства с древней историей, полной загадок и приключений. Наверное, за такую картину надо благодарить в первую очередь книги. Я обожаю читать, люблю классическую русскую литературу – Толстого, Достоевского. А еще всегда восхищался творчеством Кандинского: его картины воздушны и невесомы, в них есть уникальное ощущение пространства, которое меня завораживает. В весенне-летней коллекции 2000 года я попытался уловить и передать сказочную природу его работ. Не знаю, замечают ли покупатели эти отсылки к искусству – но я точно не хочу лишний раз говорить о них просто ради того, чтобы получить парочку положительных отзывов. Ну а недавно у меня появился гораздо менее высоколобый источник вдохновения, связанный с Россией, – сериал «Романовы». Я настоящий фанат – даже пригласил Кристину Хендрикс, которая сыграла одну из ролей, на показ коллекции осень-зима 2020/2021 в Милане (из-за пандемии шоу в итоге провели без зрителей. – Прим. HB).

Но и в настоящей, не киношной России вы бывали не раз. Есть даже прекрасные фотографии, сделанные на Красной площади в 2002 году.

О, я отлично помню ту поездку! Москва превзошла все мои ожидания. Она оказалась куда более величественной, чем я мог себе представить. Я с радостью превратился в обычного туриста и впитывал атмосферу города. Потом я возвращался сюда в 2009-м и 2016-м и каждый раз видел перемены – впрочем, не слишком принципиальные. Точно возрос интерес к моде и изменился стиль: со временем россияне начали ценить благородную сдержанность. Поэтому бутиками с одеждой и аксессуарами Armani я не ограничиваюсь и скоро открою апартаменты Armani / Casa Moscow Residences в нескольких шагах от Третьяковской галереи.

Сейчас много говорят о том, как изменился мир после пандемии. Расскажите, как на вас повлиял недавний локдаун: что было самым сложным и как вы справлялись?

Я бы не сказал, что для меня лично этот опыт оказался разрушительным. Я пережил не один кризис и много раз видел, как все возвращается на круги своя. Мне повезло – я не из круглосуточных тусовщиков и во время пандемии мой образ жизни практически не изменился. В основном я следовал своему нормальному распорядку дня: ранний подъем, зарядка, завтрак с газетой, письма, несколько важных звонков. Дальше легкий обед и иногда короткий сон. Потом я работал до шести, смотрел телевизор, ужинал, а после включал какой-нибудь фильм. Я старался как можно чаще общаться с друзьями и родственниками, пускай только по телефону. И обязательно выделял пару часов на то, чтобы подышать свежим воздухом в саду.

В самые тяжелые дни пандемии вы стали голосом разума для всей индустрии: выпустили открытое письмо, в котором призвали коллег сбавить обороты и вспомнить о моде, наполненной смыслом. Как вы думаете, есть ли шанс, что ваши слова будут услышаны и мы увидим большие перемены?

Я бы очень хотел верить в то, что недавние события изменят нас к лучшему, но обычно в таких ситуациях люди быстро возвращаются к старым привычкам. Наверное, это заложено в самой человеческой природе. Однако за последние полтора года я сделал несколько интересных открытий, которые, надеюсь, кое-чему нас всех научат. Скажем, уровень загрязнения воздуха в городах во время карантина заметно снизился – и мы должны помнить об этом, когда все ограничения снимут. А еще ковид заставил меня задуматься о том, что я хотел бы поменять в своей компании и в модной индустрии в целом. Например, я все еще уверен: настоящие показы на моделях очень важны. Но вот надо ли огромному количеству людей летать на край света для того, чтобы увидеть их вживую? Также я мечтаю, чтобы старт продаж коллекций был привязан к реальному старту сезона. Пора нам всем снова начать жить по законам природы. При этом главные fashion-постулаты остались для меня прежними: я верю в необходимость создавать одежду, которую могут носить реальные люди, в важность высокого качества, которое обеспечит вещам долгую жизнь – не только с чисто технической точки зрения, но и с позиций актуальности. Другими словами, в справедливости некоторых своих идей я только убедился, а некоторые поставил под вопрос.

Думаете, сейчас подходящий момент для титанических сдвигов? Не нужно ли дать индустрии время прийти в себя?

Нашему миру уже давно нужна была серьезная встряска. Еще до пандемии назревали большие проблемы: под угрозой оказалась окружающая среда, случился переизбыток продуктов низкого качества, большинство компаний перестали понимать, что их клиенты хотят получить на самом деле. Я уверен, что «быстрая мода» испортила саму систему функционирования нашей индустрии: она навязала покупателям необходимость постоянно приобретать все новые и новые вещи, чтобы оставаться в тренде. В итоге производится слишком много одежды, которую надевают буквально пару раз, а потом не знают, куда ее деть. Это ужасно! Нам давно нужно выработать стратегию, чтобы замедлить не только производство, но и потребление. Ну а дизайнерам надо научиться делать вещи, которые можно носить долго и с удовольствием. Пора вспомнить о старом добром принципе «Лучше меньше, да лучше!» Да и покупателям стоит подходить к шопингу более ответственно.

В последние 40 лет ваши наряды остаются самыми популярными на красных дорожках. Как изменились отношения между дизайнерами и знаменитостями за эти годы – и что вы думаете о селебрити-культуре в целом?

Радикально изменились. Было время, когда звезды выбирали те или иные вещи, потому что чувствовали: они с дизайнером на одной волне, и знали, что будут прекрасно выглядеть в его одежде. По крайней мере в моем случае это всегда так и происходило. Сейчас вокруг красных дорожек образовалась сложная коммерческая схема, в которую включены стилисты, менеджеры, бренды и прочая. И хотя я продолжаю поддерживать близкие отношения со знаменитостями, которых одеваю (многие из них за эти годы даже стали моими друзьями), не могу не отметить эту удручающую тенденцию. Это касается и селебрити-культуры в целом: она превратилась в объект потребления, из-за чего зачастую выглядит крайне неискренне. Но я оптимист и все еще верю в то, что отношения можно строить не только на выгоде.

Вы были одним из пионеров того, что сегодня называют гендерно нейтральной модой: достаточно вспомнить Джулию Робертс в оверсайз-костюме Giorgio Armani на «Золотом глобусе» в 1990 году. Вам нравится то, как дизайнеры разрушают гендерные роли сегодня, или кажется, что тренд зашел слишком далеко?

Я однозначно за любую игру с гендерными стереотипами – этот прием был моей визитной карточкой с самых первых коллекций. Я всегда считал, что хорошо скроенный костюм может стать базой любого гардероба, не важно – женского или мужского. Впрочем, сегодняшнее пристальное внимание к этой концепции меня немного смущает: непонятно, почему всем кажется, что она какая-то безумно новаторская. Проблема любых трендов в том, что они временны по своей природе, тогда как у стиля нет срока годности. Возможно, стирание гендерных границ выйдет из моды, когда маятник в очередной раз качнется в обратную сторону – но у нас в Armani оно уж точно всегда будет частью креативного процесса.

Вы редкий пример долголетия в моде. Как вам удается сохранять интерес к профессии на протяжении стольких лет?

По правде, у меня нет особого выбора. Я люблю свою работу – а если быть совсем честным, то я попросту нуждаюсь в ней. Мне нужно иметь возможности для творческого самовыражения, ежедневно приходить в свою студию и исследовать собственное воображение. Мои главные достоинства – бесконечное стремление раздвинуть границы и научиться чему-то новому. И, по-моему, мне с ними повезло!

Вы любите называть себя оптимистичным реалистом и часто говорите, что пессимист просто не может быть дизайнером. Почему?

По-настоящему творческий человек должен верить в возможности, думать, что самые амбициозные цели реальны и достижимы. Переживать неудачи, но все равно продолжать усердно работать можно лишь в том случае, если вы точно знаете: в конце концов все получится. Если это не оптимизм, то я не знаю, как еще это назвать. И давайте будем честными: только у оптимиста хватит энергии на то, чтобы постоянно выдавать новые идеи.

Первый номер нашего журнала вышел в середине 90-х. Скучаете по тому времени?

Скорее по чувству, которое возникло, когда я начал приближаться к пику дизайнерских способностей. Все 80-е я оттачивал свою эстетику и продвигал концепцию одежды, которая объединяет элегантность и комфорт. А в 90-х я сделал настоящий прорыв и наслаждался тем, куда ведет меня выбранный путь. Еще я скучаю по моде, которая не успела превратиться в бездушную индустрию с гигантскими рекламными бюджетами и дорогими контрактами со знаменитостями. Наверное, это была более простая эпоха, в которой дизайнеры могли говорить на языке самовыражения, и я горжусь тем, что сохранил этот подход в своем бренде.

Ну и напоследок не можем не поздравить вас с победой итальянской сборной по футболу на чемпионате Европы! Вы создали для команды официальную форму – то есть буквально приложили руку к этому успеху. Смотрели финал? И какие у вас вообще отношения с футболом?

На самом деле мой любимый вид спорта – баскетбол, я даже владею клубом Olimpia Milano с 2008 года. Еще я обожаю Олимпиаду и несколько раз придумывал форму для итальянской олимпийской и паралимпийской сборной. Но, конечно, победой нашей футбольной сборной на «Евро» тоже горжусь! Я смотрел матч в компании друзей – настоящих болельщиков и должен признаться: меня не на шутку увлекло происходящее на экране. Мне нравится думать, что созданные мною вещи подарили нашим парням уверенность и на поле, и вне его, а значит, помогли выиграть.

Фото: Peter Lindbergh (2); Mert Alas and Marcus Piggott (3); Szilveszter Makó (1)

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чистые активы Чистые активы

Зачем на самом деле нужны «чистые» продукты и нужны ли они вообще

Harper's Bazaar
В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться

Как зумеры столкнулись с выгоранием от бесконечного скроллинга социальных сетей

Правила жизни
Надо поднажать Надо поднажать

Коруги, буккальный и другие – актуальные массажные техники для лица и тела

VOICE
Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства

Кто страдает от отключений интернета и как бизнесу адаптироваться к этому

Inc.
Моя история Моя история

Александр Галич смог увидеть даже не завтрашний, а послезавтрашний день

Дилетант
Листоносы собрали падалицу Листоносы собрали падалицу

Зоологи обнаружили свидетельства, что рукокрылые подбирают пищу с земли

N+1
«Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни» «Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни»

Великие о том, как они проводили каникулы

Weekend
Жизнь и любовь Александра Митты Жизнь и любовь Александра Митты

В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве

Коллекция. Караван историй
На своем языке На своем языке

Как говорить, чтобы тебя услышали: техника осознанной речи

Лиза
Футбольный бог из машины Футбольный бог из машины

О работе ИИ, который подбирает потенциальных новичков в футболе

Ведомости
Ох уж эти детки Ох уж эти детки

Звездные мамы и папы рассказали, чему научились у своих детей

Grazia
Найден способ омолодить стареющие клетки мозга Найден способ омолодить стареющие клетки мозга

Обратить старость вспять реально, причем на это понадобится всего один день

ТехИнсайдер
Чем закусывать Jagermeister Чем закусывать Jagermeister

Копченое, кислое и сладкое — чем закусывать немецкую знаменитую настойку?

Maxim
Хоббиномика: походы как способ перезагрузиться, вспомнить детство и победить страхи Хоббиномика: походы как способ перезагрузиться, вспомнить детство и победить страхи

Поход: сколько стоит ночевка в лесу и как избежать бытового дискомфорта в пути?

Forbes
Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича

Палеогенетики проанализировали геном жестоко убитого венгерского феодала

N+1
Устричный гриб, его собратья и однофамильцы Устричный гриб, его собратья и однофамильцы

Где растёт вёшенка и кто её лесные «однофамильцы»

Наука и жизнь
Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом

Как розовый стал воплощением гендерных стереотипов

Forbes
Точное определение Точное определение

От идеи журналиста до легенды футбола: история Суперкубка УЕФА

Ведомости
OpenAI впервые за пять лет выпустила языковые модели с открытыми весами OpenAI впервые за пять лет выпустила языковые модели с открытыми весами

Компания OpenAI выпустила две большие языковые модели с открытыми весами

N+1
В поисках утраченного секса В поисках утраченного секса

Самый неожиданный сериал с Мишель Уильямс

Weekend
Какой самый длинный музыкальный концерт в истории Какой самый длинный музыкальный концерт в истории

Группа с самыми длинными концертами и самые «долгие» артисты

Maxim
Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены

Какие механизмы ведут к сдвигам в поведении и убеждениях людей?

Forbes
Как правильно зарядить телефон: простые правила, которые сберегут его аккумулятор Как правильно зарядить телефон: простые правила, которые сберегут его аккумулятор

Что влияет на срок службы аккумулятора и как правильно заряжать телефон

CHIP
Евгения Осипова: «Закон бумеранга существует» Евгения Осипова: «Закон бумеранга существует»

Мы все равно из разных поколений, у нас все равно разная энергия

Коллекция. Караван историй
«Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой «Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой

Несколько важных причин подавать сигналы рукой, когда едешь на велосипеде

ТехИнсайдер
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Сказочная повесть — фантастика с просветительской задачей

Наука и жизнь
Причудливая лилия кардиокринум Причудливая лилия кардиокринум

Что помогает садоводам-любителям выращивать редкий кардиокринум?

Наука и жизнь
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
Токсик, и? Токсик, и?

Илья Соболев об отношениях с адреналином

Men Today
Как отели используют TikTok и Reels для продаж — и зачем делают из горничных инфлюенсеров Как отели используют TikTok и Reels для продаж — и зачем делают из горничных инфлюенсеров

Reels и TikTok могут продать отель не по цене, а по ощущению

Inc.
Открыть в приложении