Случайность как искусство

Далекий от театральной строгости и следования сценарию, современный перформанс рождает смыслы на ходу. Перформанс, где в ходе действа замысел художника переворачивается с ног на голову, становится отражением непредсказуемого и турбулентного мира. К премьере барочной оперы Silent Opera, которая пройдет 24 ноября в Российской государственной библиотеке, вспоминаем случаи, когда случайности оборачивались еще более точным и даже гениальным воплощением замысла художника.
RHYTHM 0. МАРИНА АБРАМОВИЧ, 1974
В этом перформансе Марина Абрамович отдала себя на волю публике. Художница положила перед собой 72 предмета — как безопасных, так и угрожающих жизни (например, нож и пистолет), — и позволила зрителям касаться себя любым из них. Абрамович оставалась недвижимой, пока рисовали на ней, прикрепляли цветы к ее одежде и волосам и даже резали кожу ножом. Каждое случайное движение, каждая спонтанная идея зрителя изменяли ход перформанса и могли стать фатальными для художницы. После окончания перформанса Абрамович была травмирована морально и физически, ей понадобилась медицинская помощь.
4’33’, ДЖОН КЕЙДЖ, 1952

Иногда случайность становится основой перформанса и его смыслом. В музыкальной пьесе «4’33’» Джона Кейджа, написанной в 1952 году, звуковое наполнение — стечение обстоятельств. Вместо произведения музыканты и хор извлекают абсолютную тишину: смычок не касается струн, а пальцы — клавиш. Однако в чем смысл? Каждый раз «4’33’» звучит по-разному: новые зрители, их звуки, шепот, дыхание, шелест ткани, акустика зала, звуки за окнами, биение каждого сердца рождают неповторимое
