На что ты способен?
Одно из «побочных действий» импровизации — раскрытие творческого потенциала и даже расширение личности. Но в некоторых областях этот эффект и становится главной целью. Разбираемся, какие инструменты в психологии, бизнес-тренингах и искусстве помогают исследовать свой внутренний мир.

Психодрама
Позволю себе начать этот текст с личного: когда-то я довольно скептически относилась к коучинговым упражнениям по типу «выйди из своей зоны комфорта — и совершишь квантовый скачок». При этом исследовать свои психические возможности мне очень хотелось, в том числе поэтому несколько лет назад я пошла получать образование психолога. В рамках обучения мы практиковали разные направления, но одно из них без преувеличения изменило мою жизнь: одной сессии хватило, чтобы разрешить проблему, изматывающую меня годами. Это была психодрама. Метод, который во многом базируется на импровизации. И хотя мой педагог Елена Лопухина называет его лишь одним из творческих методов, для меня он остается совершенно необычным и вместе с тем максимально приближенным к реальной жизни способом пережить и «перезаписать» травматичные события. Но лучше об этом расскажет эксперт.
Елена Лопухина, психодраматерапевт, бизнес-тренер, коуч, основатель и директор Института психодрамы, коучинга и ролевого тренинга (ИПКиРТ):
«Психодрама — одно из самых старых направлений психотерапии. Больше 100 лет назад австрийский психиатр Якоб Морено начал искать подход для лечения души, в котором человек использовал бы потенциал творчества. Автор считал, что пребывание в состоянии творчества целительно само по себе. И здоровый человек — это творческий человек. Но с течением жизни у всех нас возникают, как он говорил, “блоки спонтанности”. Они и мешают жить.

Понятие спонтанности — одно из центральных в психодраматическом подходе. Морено определял спонтанность как способность и одновременно потребность человека, во-первых, давать новые реакции на старые ситуации и, во-вторых, давать уместные реакции на новые ситуации. Спонтанный человек находит наилучшие решения в каждом мгновении своей жизни. Подход Морено предполагал, что все, чем мы недовольны, что ухудшает качество нашей жизни, ограничивает нас в чем-то, — это бывшее спонтанное решение, которое потеряло свою актуальность. Оно становится “культурным консервом”: когда-то такое решение нас выручило, потому что было лучшим из того, что мы могли сделать в той ситуации. И мы все еще держимся за него, хотя больше оно не помогает. Изменились обстоятельства, изменились мы, “собака за время пути могла подрасти”. Поэтому задача терапии — понять, где заблокирована спонтанность, и выпустить эту энергию, которая породит новые решения.
Например, взрослый человек говорит маме, папе или любому другому значимому взрослому: “Меня повысили”. Это может быть любое безусловное достижение. А вместо поддержки слышит: “Ну молодец” — с кислой миной. А вот когда он жалуется и рассказывает, как все плохо, получает искренние тепло и поддержку. Что будет делать этот человек, если стремится сохранить контакт с близким и хотя бы иллюзию того, что его любят? Ответ очевиден. И это один из механизмов, который блокирует развитие. В психодраме мы разыгрываем сцену в воображаемой реальности "как будто": в ней человек стал чемпионом или заработал миллион долларов. А дальше просим его сыграть роль своей мамы. Как она реагирует? Что говорит? Так можно проверить реакцию любого взрослого и очень быстро ответить на вопрос: ради кого я не развиваюсь?
