Когда жизнь — чемодан
В эпоху удаленной работы, переездов и бесконечных командировок люди все чаще ищут уют не в недвижимости, а в ритуалах, близких людях и личных ценностях. Но что же такое дом сегодня — место или ощущение?

Современные реалии показывают, что само понятие дома вышло за рамки четырех стен. Давно позади советская эпоха, когда получали одну квартиру на несколько семей, обустраивали комнаты и берегли серванты как самое ценное. И даже стремление бумеров обязательно обзавестись собственным жильем — тоже в прошлом. Миллениалы и тем более зумеры перечислят ряд преимуществ аренды квартир, многие осознанно выбирают жизнь на два города или даже страны, представители творческих профессий продолжают колесить по гастролям и знают массу способов адаптации, а кто-то вовсе бросает все, берет с собой собаку и отправляется в кругосветное путешествие в автодоме, собирая миллионы просмотров в соцсетях. Так внутренний дом становится более важным пространством для жизни, чем физическое место.
Не совсем свое
В европейских странах и США концепция аренды стала популярной задолго до того, как пришла в Россию. Согласно данным консалтинговой компании «Яков и партнеры», более 60 % жителей Германии и Швейцарии снимают жилье. Теперь и в России вырисовывается картина, которая еще 20 лет назад навевала ужас: «Исполнилось 18 лет — пора покидать родное гнездо». Родители не выгоняют, но хочется жить по своим правилам. При этом приобрести собственную недвижимость в текущих экономических условиях — задача со звездочкой. Ипотека пугает долгами и сроками, а стоимость квартир на вторичном рынке Москвы за пять лет увеличилась в диапазоне от 37 до 54,2 % (по данным за 2023 год, и тенденция только продолжает расти в той же прогрессии). И даже если финансовая возможность есть, зачастую люди просто не хотят быть привязанными к месту. Больше нет страха переездов, и «дом в чемодане» приравнивается к свободе.
Легкость на подъем
Молодой девушке досталась квартира по наследству. Окружение хлопает в ладоши и тихо завидует, а она продает квартиру, покупает автофургон и начинает колесить по миру. Звучит как сценарий роуд-муви. Только таких историй становится все больше в реальной жизни: глобальный рынок домов на колесах, по оценкам Mordor Intelligence, вырастет с $13,17 миллиардов в 2024 году до более чем $20 миллиардов к 2029-му, с темпом 9 % в год, отражая тренд на «мобильный уют».