Человек года 2017 / Специальная номинация от модного дома и ароматов Hugo Boss / Boss года
Резо Гигинеишвили
Когда‑то Резо Гигинеишвили предпочел ВГИК поступлению в МГИМО — и не зря: его «Заложников» (в прокате с 21 сентября) называют одним из главных российских фильмов года, а сам Резо — «Boss года» по версии GQ.
«Не может быть, он не мог такое снять», — на выходе из сочинского Зимнего театра, где в рамках «Кинотавра» прошла российская премьера «Заложников» Резо Гигинеишвили, до конца не понимали, что произошло. А произошло вот что: режиссер «Жары» и «Без границ», которого в надежды отечественного кино никто никогда не записывал, сделал почти блестящую картину о желании свободы — немного в духе Бертолуччи. Режиссеры в России приятно удивляют редко, но Резо смог — зимой фильм успел побывать на Берлинале (отзывы сплошь положительные), а на «Кинотавре» отхватил приз за режиссуру. Самому Гигинеишвили уже немного надоели наивно-простецкие выпады вроде «Что заставило вас сделать серьезный фильм?», но от них уже никуда не деться. Кажется, это прорыв.
Прорыв случается, когда режиссер берется за действительно важный для себя материал. Про трагические события в Грузии 1983‑го, на которых основаны «Заложники», Резо знает в деталях: «С самого детства я узнавал об этой истории все новые и новые подробности — они то и дело всплывали в разговорах взрослых». На фильм Резо потратил перфекционистские семь лет: «Сначала мы раздобыли протоколы допросов и свидетельские показания, я интервьюировал людей, связанных с трагедией. А уже потом начали писать сценарий — материала было море, но сосредоточиться нужно было только на самом важном». Когда «Заложники» уже были готовы к запуску, грянул кризис, и бюджет фильма вырос втрое. «Мы понимали, что нужно довести картину до конца, но денег на это уже не было. Поэтому тратили собственные, приходилось разбазаривать семейное хозяйство». Хозяйством Резо называет