25 лет назад студия Pixar выпустила «Историю игрушек»

GQСтиль жизни

Мультимиллионеры

25 лет назад студия Pixar выпустила «Историю игрушек» — первый компьютерный полнометражный анимационный фильм. Сегодня уже не только мультфильмы, но и обычное кино все чаще не снимают, а рисуют с помощью предложенных Pixar технологий.

Текст: Антон Иванов

Возможно, мы — последнее поколение, заставшее классических звезд кино. На смену дорогим и капризным живым актерам идут нарисованные аватары.

Комета разрезает космическое пространство и врезается в безжизненную поверхность Луны. Камера летит над кратерами, которые охватывает пламя, но прямо на наших глазах из взрыва рождаются атмосфера, океаны, леса и жизнь. Так в фильме «Звездный путь 2: Гнев Хана» в 1982 году была показана работа установки «Генезис», создающей «бытие из небытия», но на самом деле эти 20 секунд компьютерной графики показали зрителям нечто более важное, чем очередной вымышленный мир. Перед нами предстало рождение новой технологии, первое применение алгоритма REYES (Renders Everything You Ever Saw — «Воссоздание всего, что вы когда-либо видели»), который станет основой студии Pixar, а позже — всего Голливуда. Подобно фантастическому «генезису», REYES на экране компьютера создает бытие из небытия и делает это все лучше.

История этой игрушки началась несколькими годами ранее в небольшом отделе компании Lucasfilm. В то время Джордж Лукас активно вкладывался в разработку техники для кино будущего: аппаратов для видео- и аудиомонтажа — EditDroid и SoundDroid, а также 3D‑системы Pixar.

Учитывая название будущей франшизы Pixar, есть определенная ирония в том, что деньги на эти проекты он получал по большей части от игрушек. Выпускавшаяся по мотивам «Звездных войн» детская продукция приносила сотни миллионов, но чем больше времени проходило с момента появления последнего фильма саги, тем скромнее становился финансовый поток. К 1985 году эта графа доходов сократилась до $35 млн, и стало понятно: если Lucasfilm не урежет расходы или не выпустит новые «Звездные войны», компанию ждет банкротство. Снимать Джордж не хотел и выбрал первый вариант, а заодно и первую жертву — подразделение The Graphics Group, которое постоянно требовало вложений, почти ничего не принося.

«Группа графиков» занималась разработкой системы 3D‑моделирования (основанной на базе REYES программы RenderMan и рабочей станции Pixar Image Computer), которую предлагала компаниям из разных сфер — от автопромышленности и строительства до медицины, где эта техника использовалась в визуализации результатов томографии. Покупкой заинтересовались Philips, Siemens и General Motors, но их отпугнула цена — Lucasfilm рассчитывала получить от сделки $35 млн.

В итоге судьбу Pixar решили далекие от кино события — развод и увольнение. В 1986 году Джорджу Лукасу срочно потребовались деньги, чтобы поправить еще сильнее пошатнувшийся после расставания с супругой бюджет, и Стив Джобс, оказавшийся по причине увольнения из Apple без работы, но с золотым парашютом, предложил ему сделку на своих условиях. Если бы Лукас знал, что у него за $5 млн покупают то, что потом продадут за $7 млрд, он бы понял, что это еще один развод, но тогда будущее было далеко не так очевидно.

Джобс видел в Pixar в первую очередь IT‑компанию, которая, как и его первое детище — Apple, — разрабатывает компьютеры и софт, однако в рамках сделки он получил, помимо технологий, еще и команду во главе с гением компьютерной графики Эдом Кэтмеллом и аниматором Джоном Лассетером. Они и смогли превратить этот компьютерный стартап в анимационную империю, которая нанесла ответный удар не только Lucasfilm, но и студии Disney, из которой Лассетер был уволен несколькими годами ранее.

Изначально короткометражные мультфильмы Pixar были не более чем наглядной демонстрацией возможностей написанных студией программ, но постепенно эта реклама зажила своей жизнью.

Первая выпущенная при Джобсе короткометражка «Люксо-младший», героем которой стала лампа со стола Лассетера, предназначалась для конференции Ассоциации вычислительной техники по вопросам компьютерной графики, однако неожиданно вошла в шорт-лист номинантов на «Оскар».

Свет той лампы, которая позже стала частью логотипа Pixar, пробился даже за железный занавес — в 1989 году «Люксо-младший» превратился в заставку передачи «Детский час». В том же году новая короткометражка Лассетера — «Оловянная игрушка» — принесла студии первый «Оскар». После этого относиться к анимации лишь как к инструменту продажи софта стало невозможно. Тем более что вскоре в Pixar пришел заказ от Disney — студия хотела увидеть полнометражный мультфильм по мотивам «Оловянной игрушки».

Disney видел в «Истории игрушек» классический мульт-мюзикл, но Pixar настоял на том, чтобы главные герои их анимационного фильма не пели.

Комета, запущенная в 1982 году, вошла в атмосферу планеты Голливуд, и в 1995 году грянул взрыв — на экраны вышла «История игрушек». Впервые анимация для полнометражного фильма была полностью создана на компьютере. Это был риск, но он окупился, причем моментально. При бюджете в $30 млн «История игрушек» в первый же уик-энд принесла $29 млн, а итоговые сборы превысили затраты на производство в 12 раз. Фильм стал кассовым рекордсменом года и получил «Оскар» — первый из более чем двух десятков, которые на сегодняшний день завоевал Pixar.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

2006 год 2006 год

Газовая война с Украиной, смерть Анны Политковской и беспорядки в Кондопоге

Esquire
6 вопросов, которые надо задать себе перед пластической операцией 6 вопросов, которые надо задать себе перед пластической операцией

Как определить, действительно ли необходимо делать пластику или нет?

Psychologies
Шоу. Лига кулачных боев Шоу. Лига кулачных боев

Лига кулачных боев Hardcore развернулась в серию реалити-шоу

Esquire
Пять лайфаков, которые облегчат работу с Windows Пять лайфаков, которые облегчат работу с Windows

Мы собрали хитрости, которые помогут сделать работу с Windows более комфортной

Популярная механика
Что посеем… Что посеем…

Какой вектор развития выберет российский агропром на ближайшие годы

РБК
Реквизит-эффект Реквизит-эффект

Проверенный временем винтаж даёт фору творениям современных дизайнеров

Robb Report
2001 год 2001 год

Митинг журналистов НТВ, шоу «За стеклом», появление «Единой России»

Esquire
Вредно ли пить кофе? Вредно ли пить кофе?

Правда ли, что кофе пить вредно

Reminder
7 вещей, которые нужно сделать в Сочи 7 вещей, которые нужно сделать в Сочи

Адлерский рынок, чайные плантации и еще 5 вещей, которые нужно увидеть в Сочи

Лиза
Не ПП, а ППП! 5 «толстых» привычек и 4 «стройных» лайфхака, чтобы их преодолеть Не ПП, а ППП! 5 «толстых» привычек и 4 «стройных» лайфхака, чтобы их преодолеть

Избавляемся от «лишних» пищевых привычек и лишнего веса

Cosmopolitan
Ваши любимые джинсы серьезно загрязняют океан Ваши любимые джинсы серьезно загрязняют океан

При стирке денима, крошечные волокна смываются и попадают в окружающую среду

GQ
Судьба человека Судьба человека

25 сентября Сергею Федоровичу Бондарчуку исполнилось бы сто лет

Tatler
«Я никогда не ем перед переговорами». Приметы и суеверия предпринимателей «Я никогда не ем перед переговорами». Приметы и суеверия предпринимателей

Странные иррациональные привычки российских предпринимателей

Inc.
Детство, ты куда? Детство, ты куда?

Красота для поколения Z

Tatler
Почти пусто: астрономы выяснили, сколько во Вселенной материи Почти пусто: астрономы выяснили, сколько во Вселенной материи

Международная группа исследователей определила, сколько в космосе вещества

Forbes

Используй имеющуюся косметику необычным способом

Cosmopolitan
«Нельзя всё время думать только про свои деньги»: Игорь Рябенький — про сообщество ангелов AltaClub и перемены в глобальном венчуре «Нельзя всё время думать только про свои деньги»: Игорь Рябенький — про сообщество ангелов AltaClub и перемены в глобальном венчуре

Интервью с одним из ведущих венчурных инвесторов Игорем Рябеньким

Inc.
Vagabonding Vagabonding

Искусство долгих путешествий по миру

kiozk originals
Главные правила успешных переговоров Главные правила успешных переговоров

Ведение переговоров — один из ключевых навыков поддержания бизнеса

СНОБ
Оксана Карас: «Когда смотришь фильм, последнее, о чем стоит думать, — что его сняла женщина» Оксана Карас: «Когда смотришь фильм, последнее, о чем стоит думать, — что его сняла женщина»

Оксана Карас сняла фильм «Доктор Лиза» о благотворительнице Елизавете Глинке

Glamour
Шаровой смеситель: главное водопроводное изобретение Шаровой смеситель: главное водопроводное изобретение

Алекс Манукян подарил миру водопроводный кран, который открывается одной рукой

Популярная механика
Любимые рецепты Лали Чочия: фаршированные перцы Любимые рецепты Лали Чочия: фаршированные перцы

Ностальгируем по Одессе и делимся рецептом фаршированных перцев

Seasons of life
Вера, мама, любовь Вера, мама, любовь

Об осознанном родительстве и двенадцати открытиях, которые оно нам сулит

Vogue
Миф о красоте Миф о красоте

Стереотипы против женщин

kiozk originals
Не сдохни! Не сдохни!

Еда в борьбе за жизнь

kiozk originals
Каким спортом заняться? 8 советов, которые помогут выбрать лучший вариант для тебя Каким спортом заняться? 8 советов, которые помогут выбрать лучший вариант для тебя

Как выбрать подходящий вид спорта и начать им заниматься?

Playboy
Компульсии помешали мозгу подростков обучиться адаптивному поведению Компульсии помешали мозгу подростков обучиться адаптивному поведению

Как склонность к навязчивым действиям мешает адаптироваться в изменениям в жизни

N+1
12 способов жить по средствам 12 способов жить по средствам

Cервисы для контроля расходов

Cosmopolitan
Нечеловеческий секс Нечеловеческий секс

Почему мы все еще занимаемся сексом по старинке – с живыми людьми?

Популярная механика
Рынок или ателье: как образуются огромные черные дыры Рынок или ателье: как образуются огромные черные дыры

Слияние черных дыр с сильно отличающейся массой идет по особому сценарию

Популярная механика
Открыть в приложении