Формула вечного драйва
«Формула‑1» отметила 70‑летний юбилей. Не пора ли ей на пенсию или гибридные моторы способны сыграть роль электро-кардиостимулятора и поддержать жизнь в сердце королевы автоспорта?
Осенью 2003 года Михаэль Шумахер стал первым в истории «Формулы‑1» шестикратным чемпионом мира. Осенью 2019‑го на Гран-при России GQ стал свидетелем того, как Льюис Хэмилтон делает финальные шаги к тому, чтобы повторить это достижение Красного Барона, казавшееся еще надавно абсолютным рекордом.
В Королевских гонках, как еще называют «Формулу‑1», субботы и воскресенья давно перестали быть красными днями календаря. Теперь уик-энды практически всегда окрашены в серебристый цвет болидов Mercedes‑AMG Petronas. С 2014 года Кубок конструкторов неизменно достается этой команде. Ее шестилетняя беспроигрышная серия уже повторила рекорд гегемонии Ferrari 1999‑2004 годов, и пока конца ей не видно.
Противостояние немцев с итальянцами — гоночная классика. Всю вторую половину XX века чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону, и даже само появление «Формулы‑1» связано с ним.
В 1949 году на конгрессе Международной автомобильной федерации (FIA) национальный автоклуб Италии пролоббировал создание гоночной серии с заведомо более удобным для производителей с Апеннинского полуострова регламентом. Неудивительно, что первое время Ferrari, Maserati и Alfa Romeo были непобедимы, но потом пришел Mercedes и своими «Серебряными стрелами» буквально расстрелял конкурентов.
Прозвище болидов из Штутгарта связано с историей о том, как в 1934 году на «Айфельских гонках» за день до старта выяснилось, что гоночные Mercedes на один килограмм превышают допустимый вес. Чтобы пройти омологацию, с них за ночь сняли всю краску. Болиды вышли на старт, блестя полированным алюминием, и в не менее блестящей манере выиграли соревнования. С тех пор серебристый окрас считается для команд Mercedes фирменным.
В XXI веке урезать в регламенте стали уже не столько вес, сколько объем двигателей болидов.
К внутренней борьбе команд и национальным противостояниям добавились глобальные вызовы. Война, которую по всему миру объявили двигателю внутреннего сгорания, заставляет многих говорить о том, что будущее автоспорта не в «Формуле‑1», а в ее электрической сестре — «Формуле Е», состав участников которой с каждым годом становится все более солидным. Тот же Mercedes принял решение уйти из самой популярной серии кузовных гонок DTM и создал свою электрическую команду.
Двукратный чемпион «Формулы Е» Жан-Эрик Вернь считает, что и самому популярному пилоту мира Льюису Хэмилтону пора сменить чемпионат на тот, который больше подходит его образу вегетарианца и экоактивиста, но лидер Mercedes‑AMG Petronas менять прописку не спешит.