История семьи, завладевшей экономикой США

GQБизнес

Деньги крупным кланом

Никто и никогда не знал и не знает, какие именно суммы находятся в распоряжении Рокфеллеров. Правило этой семьи: не выносить из дома не только сор, но и лишнюю информацию о своем достатке.

Текст: Леонид Александровский

Старик и море долларов. В распоряжении каждого Рокфеллера были миллиарды долларов состояния и почти по сотне лет жизни. Ни одну другую семью так щедро не одаривали и судьба, и природа. Джон Д. Рокфеллер-старший режет торт на своем 90‑летии. Впереди у него еще семь дней рождения.

В истории самой богатой семьи Америки было многое: двоеженство, изнасилование под дулом пистолета, тюремные бунты и людоеды. Но главным образом — методичное, растянутое на несколько поколений приумножение богатств, либеральные политические карьеры и завидное долгожительство. И кстати, именно Рокфеллеры изобрели благотворительность в ее сегодняшнем понимании. Не семья, а кабала святош.

Казанова означает «развратник», Кулибин — «изобретатель», Рокфеллер — «очень богатый человек». Так повелось еще с позапрошлого века, и так будет всегда. Если уж Гейтсы, Джобсы, Маски и прочие «самые богатые люди» не смогли пошатнуть нарицательность Рокфеллеров, то кто сможет? Тут все просто: основатель династии Джон Д. Рокфеллер-старший был первым долларовым миллиардером, в своем зените владел двумя процентами экономики США и до сих пор, со всеми поправками и пересчетами, считается самым богатым человеком в современной истории. То бишь — самым богатым человеком, самолично заработавшим свое состояние, а не получившим его в династическое владение вместе с песками, скважинами и верблюдами.

Джон Д. Рокфеллер-младший не только приумножил состояние, доставшееся ему от отца, но еще и воспитал пятерых сыновей, которые расширили влияние семьи в самых разных областях, от издательского и отельного бизнеса до благотворительности и политики.

Сегодняшние Рокфеллеры — это 200 праправнуков и праправнучек, шестое и седьмое поколение наследников и наследниц, продолжающих тихо, вдали от телекамер и инстаграмов, решать судьбы мира на благо семьи и Америки. Несмотря на политические карьеры Нельсона, Уинтропа и Джея Рокфеллеров, а также десятки небоскребов и общественных организаций, осененных именем Рокфеллер, эта семья остается уникальным образчиком закрытости, непубличности и серьезности намерений.

В отличие от Гетти и Вандербильтов, не устоявших перед соблазном превратить свои зачарованные жизни в шоу-бизнес, Рокфеллеры никогда не выносили сор из избы. Они — сами себе Бильдербергский клуб: все важные решения, касающиеся финансов, общественного имиджа и прочих животрепещущих вопросов, до сих пор принимаются на больших семейных собраниях, проходящих два раза в год в родовом гнезде в Покантико-Хиллз в штате Нью-Йорк. Удивительно, но факт: полуторавековая история царствования Рокфеллеров на самом верху финансовой пирамиды прошла почти без репутационных потерь. Главный же скандалист семьи — священное чудовище рода, хорошо замаскированный скелет в коллективном шкафу — жил, по счастью, еще до появления вездесущих массмедиа. Звали его Уильям Рокфеллер-старший, он же Большой Билл, он же Дьявол Билл, и был он великим американским пройдохой прямиком из Марка Твена и О’Генри.

Билл любил девушку по имени Нэнси Браун, но она была из бедной семьи, поэтому он женился на другой — Элайзе Дэвисон, отец которой давал приданое в пятьсот долларов. Нэнси Билл, однако, тоже не бросил, а пристроил к себе домработницей и в последующие семь лет сделал своей Элайзе шестерых детей, а своей Нэнси — двух. И жили бы они поживали водиннадцатером, не зная тревог и лишней информации друг о друге, если бы в 1848 году Биллу не приглянулась еще одна работавшая у них служанка по имени Энн. Судя по тому, что согласилась на связь та только под дулом пистолета, взаимной симпатии не случилось. Но стоило Биллу зачехлить ствол, как девушка отправилась прямиком в суд. В итоге, чтобы выплатить залог, ему пришлось занять у тестя 1175 долларов и продать семейный дом в городке Моравиа, что в штате Нью-Йорк. Однако на этом судебные приключения не закончились.

Вскоре уже сам тесть подал на Билла в суд за то, что тот не возвращал долг, и тогда Рокфеллер просто растворился в воздухе, оставив семью хоть и без денег, но зато и без новых скандалов.

Примерно через семь лет в пограничной канадской провинции Онтарио обнаружился продавец «целебных» снадобий из змеиного масла по имени доктор Уильям Ливингстон, который в свободное от врачевания время трудился коммивояжером и лесорубом, а в 1856 году женился на местной женщине по имени Маргарет Аллен. Как вы, вероятно, догадались, доктор Уильям был не кем иным, как нашим старым знакомцем Биллом Рокфеллером, насильником и двоеженцем.

Прожил Билл еще полвека и умер 95‑летним старцем в Иллинойсе, когда его старший сын Джон Д. Рокфеллер-старший уже был самым богатым человеком Америки. Джозеф Пулитцер — еще один нарицательный американский персонаж — пытался найти его и обещал восемь тысяч долларов тому, кто выяснит местонахождение блудного папаши главного богатея США. Но выставить семейный позор Рокфеллеров на всеобщее обозрение при жизни Билла не получилось. Члены семьи сомкнули ряды, и журналистам ничего не удалось раскопать даже после тщательных полуторагодовых поисков. Лишь через несколько лет после смерти Билла правда всплыла на поверхность, но к тому времени ажиотаж уже поутих, и скандала не вышло. Эти везучие Рокфеллеры!

Билл Рокфеллер был классическим аферистом, например, он продавал лекарства собственного изготовления, включая «Средство от всех видов рака». По числу скандалов, жен и детей он даст фору любому из потомков. Из хорошего от него членам клана досталось разве что богатырское здоровье.

Наиболее везучим из шести отпрысков Большого Билла оказался вышеупомянутый старший сын. С него-то и стартует отсчет больших денег Рокфеллеров. По сути, вся жизнь Джона Д. Рокфеллера-старшего — а прожил он 97 лет, на два года дольше родителя — укладывается в пару цитат. Первая принадлежит Дьяволу Биллу: «Своих пацанов я стремлюсь облапошить при любой возможности. Пусть растут внимательными». Цитата вторая — из самого Джона: «С самых младых ногтей меня приучили работать, откладывать деньги и делиться с ближними». И это уже заслуга его матери-протестантки.

Удивительным образом пример бандитствующего папаши не стал для юного Джона заразительным; с куда большим рвением он впитал жизненные ценности и отношение к труду набожной Элайзы. В 16 лет Джон устроился помощником бухгалтера и вскоре сформулировал две главные задачи своей жизни: заработать 100 тысяч долларов и дожить до 100 лет. Первое ему удалось в стократном размере, второе почти удалось. К 20 годам он уже был обладателем солидного капитала в четыре тысячи долларов — почти 110 тысяч сегодняшними — и не забывал при этом давать деньги на нужды армии северян (Джон голосовал за Линкольна и был убежденным аболиционистом — сторонником отмены рабства).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Октябрь восемнадцатого Октябрь восемнадцатого

Русский авангард: сто и один год после революции

Forbes
Классика по-новому Классика по-новому

Работа с модными оттенками и их сочетаниями

SALON-Interior
От благодарного генофонда: 12 свежих номинатов Дарвиновской премии От благодарного генофонда: 12 свежих номинатов Дарвиновской премии

Ежегодный обзор лауреатов Дарвиновской премии

Maxim
Несгораемый кайф Несгораемый кайф

Фестиваль Burning Man как праздник творческого непослушания

Огонёк
Невероятно, но... мясо Невероятно, но... мясо

Имитации мясных продуктов из растений и клеточных культур становятся модными

Популярная механика
Клобуки раздора Клобуки раздора

Как Константинопольский и Московский патриархаты разделил украинский вопрос

Огонёк
Греческие каникулы Греческие каникулы

Интервью с Сергеем Лазаревым о том, как он провел отпуск в Греции с сыном

OK!
Мария Порошина в ожидании Мария Порошина в ожидании

Интервью с Марией Порошиной

Караван историй
Грубите коллегам? Подумайте об их детях Грубите коллегам? Подумайте об их детях

Почему жертвы грубого отношения на работе становятся авторитарными родителями

Psychologies
Как украинский дизайнер в одночасье прославился благодаря Джиджи Хадид Как украинский дизайнер в одночасье прославился благодаря Джиджи Хадид

На аллее модной славы зажглась звезда Эльвиры Гасановой

Vogue
45 лет фильму «Иван Васильевич меняет профессию» 45 лет фильму «Иван Васильевич меняет профессию»

Комедия «Иван Васильевич меняет профессию» вышла на экраны в сентябре 1973 года

Лиза
Лайкнул – в тюрьму Лайкнул – в тюрьму

Лайкнул – в тюрьму. Зачем нужно штамповать дутые дела за «экстремизм» в соцсетях

Русский репортер
Надо поднажать: почему женщины страдают трудоголизмом Надо поднажать: почему женщины страдают трудоголизмом

Трудоголизм — та же зависимость

Forbes
Непопулярные гены: почему ученые не хотят о них ничего знать Непопулярные гены: почему ученые не хотят о них ничего знать

О расшифровке генома человека объявлено пятнадцать лет назад

Forbes
В поисках озарения: что делать, чтобы решить сложную задачу В поисках озарения: что делать, чтобы решить сложную задачу

Управлять нейронами напрямую мы не можем, но можем создать условия для их работы

Forbes
6 рецептов вкуснейших завтраков от шеф-повара Cook'kareku 6 рецептов вкуснейших завтраков от шеф-повара Cook'kareku

Как приготовить традиционный завтрак народов мира

Cosmopolitan
Почему иногда кажется, что терапия не продвигается вперед? Почему иногда кажется, что терапия не продвигается вперед?

Возникло впечатление, что терапия не помогает?

Psychologies
9 лучших мыслей основателя Amazon, которые привели его к миллиардам 9 лучших мыслей основателя Amazon, которые привели его к миллиардам

Основатель Amazon Джефф Безос и его секреты успеха

Playboy
Железная логика. Как общаться с программистами Железная логика. Как общаться с программистами

Хотите взбесить ИТ-специалиста — проведите с ним мотивационную беседу

Forbes
Герои нашего времени Герои нашего времени

Александр Горчилин и Александр Кузнецов — о судьбах российского кинематографа

Vogue
Казус белли. Чем чревата гибель Ил-20 в Сирии Казус белли. Чем чревата гибель Ил-20 в Сирии

Какие шаги может предпринять Москва по отношению к Израилю?

Forbes
Как Стелла Маккартни стала выдающимся дизайнером Как Стелла Маккартни стала выдающимся дизайнером

История взлета карьеры Стеллы Маккартни

Vogue
Шоу без повода: о чем не рассказал Тони Роббинс на своем семинаре Шоу без повода: о чем не рассказал Тони Роббинс на своем семинаре

Почему многие ушли с лекции Тони Роббинса разочарованными?

Forbes
Кто убил — враги или предатели Кто убил — враги или предатели

Ситуация в Донецке сейчас и накануне убийства Захарченко

Русский репортер
Народная тропа. Что делать с негласными правилами в коллективе Народная тропа. Что делать с негласными правилами в коллективе

Если в парке появляется тропинка от аллеи, ее бесполезно перекрывать оградой

Forbes
История Дома Christian Dior сквозь эпохи История Дома Christian Dior сквозь эпохи

Модный дом Диор прошел путь от new look до феминистских коллекций

Vogue
Пальцем в небо Пальцем в небо

Лак для ногтей может привлечь удачу, если подобрать его под свой знак зодиака

Лиза
Много фальши. Что делать, если банкомат выдал поддельную купюру Много фальши. Что делать, если банкомат выдал поддельную купюру

Вброс фальшивых пятитысячных купюр заставил банки приостановить выдачу банкнот

Forbes
Рустам Минниханов — хан, сын лесника Рустам Минниханов — хан, сын лесника

Глава Татарстана о Боге, смерти сына и власти

Русский репортер
Львы на арене. Как отвечать на публичные обвинения Львы на арене. Как отвечать на публичные обвинения

Если клиент, сотрудник или партнер перевел ваш конфликт в публичное поле

Forbes
Открыть в приложении