Кодекс
Большая энциклопедия джентльмена
Том VII: Еда
20 актуальных правил поведения современного гурмана
1. Еда — это всего лишь еда
Не надо превращать пищу в носитель тайного знания. Процесс ее принятия должен быть полностью освобожден от лишних смысловых шумов. Когда героиня пьесы Мойры Буффини «Обед» начинает объяснять гостям, как она три дня и три ночи колдовала над супом и какие химические процессы в нем при этом происходили, гости начинают тихо заказывать пиццу. Еда — пространство чистой радости, полностью освобожденной от логоцентризма, и не стоит засорять ее посланиями себе, тем, кого вы кормите, или всему миру.
2. Слушайте себя
Наши кулинарные предпочтения формируются массой трудноуловимых факторов — вспомните хотя бы Пруста и его печенье «Мадлен». Каждому человеку вкусно только то, что ему вкусно на самом деле. Пытаться ломать кулинарный кайф следованием гастрономической моде и советам друзей-фудис, просмотром фартучных телешоу — занятие вредное и бесперспективное. Если вы с детства, засыпая, представляете, как завтра макнете картошку фри в мороженое, — что ж, значит, таково оно, ваше печенье «Мадлен».
3. Экспериментируйте
Расчертив зону комфорта и сосредоточившись на той еде, которая вам действительно нравится, надо периодически — например, раз в неделю — уходить в пространство гастрономического эксперимента. Не стоит, право, как Миттеран, ждать своего последнего ужина, чтобы отведать заветного ортолана (коего, как известно, следует поглощать полностью, лапками вперед, держа за голову). Почему бы не сделать это сегодня вечером? Благо сейчас в столице можно найти хоть адыгскую, хоть эфиопскую кухню.
4. Мама не поможет
Самое последнее дело — с маниакальной настойчивостью напоминать за обедом, что «мама готовит это по‑другому». Обожествлять мамкину (бабкину, жёнкину) готовку — разновидность инфантилизма, родственная заявлению о том, что лучший курорт — это дача. Только вырвавшись из колыбели навязанной кухни и диверсифицировав свою вкусовую палитру, вы сможете однажды, как тот ресторанный критик из «Рататуя», пережить экстаз кулинарного возвращения в детство.
5. Вам — как всегда
Джентльмен всегда верен выбранному напитку и никогда и ни с чем его не смешивает. Когда он берет «еще одну», бармен не спрашивает, чего именно «еще одну» желает джентльмен.
6. Красное — под рыбу, белое — под мясо
Запомните: когда удивленное «хм!» растворится в воздухе, вы останетесь один на один со своим желудком. Если он намекает вам, что ростбиф стоит запивать рислингом, а сингл‑молт — закусывать бисквитом из кислого молока, не надо его от этого отговаривать. И уж тем более не надо отговаривать того, кто делит с вами обед, ссылаясь на бесконечные своды неписаных законов, которых, разумеется, нет и никогда не было.
7. Доверяйте традициям
Баварскому закону о чистоте пива в этом году исполняется ровно 500 лет. Но если вы хоть иногда питаетесь чем‑нибудь, кроме пива, вас наверняка волнует чистота и в отношении еды. Это значит, что манты должны быть сделаны из баранины и курдючного сала, плов готовиться в казане, том‑ям следует есть только в тайском ресторане, а стейк с кровью нельзя жарить более трех минут.