Арт-подготовка
Как ходить на выставки современного искусства, не чувствуя при этом справедливого гнева, рассказывает корреспондент «Коммерсанта» в Париже Алексей Тарханов.
Только не надо «а зачем туда ходить» и «мой сын лучше нарисует». Посмотрите на открытие Венецианской биеннале и «Арт Базеля», парижской FIAC и лондонской Frieze. Что мы видим на этих красивых картинках? Очереди. Толпы страждущих. Что‑то я не видел ничего подобного на самой что ни на есть развсемирной выставке «Химические удобрения».
Почему народ ломится на эти вернисажи, как на каннскую красную дорожку? Потому что они все обмануты мировой художественной закулисой? Или потому, что научились получать от этого удовольствие?
Говорят, что понять современное искусство сложнее, чем традиционное — ну, то, где портрет, натюрморт и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Ничего подобного! Как раз старых мастеров вы замучаетесь понимать, потонете в литературе, наслушаетесь комментариев, что, мол, «Джоконда» так долго всем нравилась, что теперь она сама может выбирать, кому нравиться, а кому нет.
Современное искусство придумано именно для вас. Оно, как застенчивый до нахальства подросток, очень хочет вам понравиться. Ну и, как подросток, перебарщивает. Бывает странным, бывает смешным. Но если вы полагаете, что это заговор кураторов и художников, которые хотят, чтобы вы наелись мыла и сказали: «Ах как вкусно!» — вы ошибаетесь.