Арам Аракелян
Основатель стремительно набравшего популярность сервиса «Ситимобил» – о бизнесе с родственниками и поиске инвестора.
Стоит ли вести бизнес с родственниками
Бизнес мы начинали в 2007 году вместе с моим братом Оганесом — он автор идеи и бренда. Серьезных проблем у нас с ним никогда не возникало: мы взаимодополняющие личности. Про ту часть задач, которую забирает на себя мой брат, я могу не думать. Из наших отношений я вывел свою формулу делегирования — ты должен быть готов предоставить тому, кому делегируешь, право нести совместную ответственность. Конечно, помогает доверие, которое есть между членами семьи, но по одним только семейным обстоятельствам доверие не определяется. Отнюдь не со всеми родственниками легко делить профессиональную деятельность.
Почему не надо бояться идти против рынка
У нас была красивая идея — удобный сервис такси, который вписался бы в московскую городскую среду. К этой маркетинговой концепции оставалось добавить сами такси. Мы решили их купить и начали работу как таксопарк. Но скоро поняли, что это не тот бизнес, о котором мечтали. На рынке ощущалась проблема: спрос и предложение редко встречались. К середине 2008 года мы запустили платформу, которая соединяла водителей и пассажиров. А таксопарк к 2009 году ликвидировали: тогда у нас было около 20 своих машин, а на линии через наш сервис выходило уже около 800.
Что важно в отборе водителей
Регистрация в «Ситимобил» проходит онлайн. К нам попадают данные водителя, его лицензия, характеристики машины, ее фотографии — и мы решаем, насколько человек соответствует нашим требованиям. После первого отбора водитель должен встретиться с кем-то из представителей наших партнеров-таксопарков или подъехать в наши офисы. С помощью тестов мы выясняем, насколько он знает город и язык, а после просто беседуем. Выясняем краткую биографию, проверяем человека на адекватность и неагрессивность — можно ли его допустить к клиенту, способен ли он поддержать разговор или помолчать, когда надо? Мы не разделяем идею, что от водителя ничего не надо, лишь бы отвез. Также мы не сторонники мысли, что он должен исполнить любое требование клиента — разные ситуации