Александр Иванский
Основатель InStat — о заработке на футбольной статистике, нелюбви к инвесторам и важности компромиссов.
Свой бизнес Александр Иванский, бывший спортивный журналист, начал, когда понял, что не существует объективного рейтинга футбольных игроков. Первые разборы матчей он делал в общежитии перед телевизором. Спустя десять лет компания Иванского — мировой лидер в области фубольной аналитики, ее отчетами пользуются «Манчестер Юнайтед», «Реал», «Барселона», «Челси» и другие.
Когда надо выбрать свое дело
Поначалу я около года продолжал совмещать работу в журналистике и в InStat. Окончательный переход состоялся, когда я дома разбирал матч и опоздал на самолет в командировку. После этого осознал, что не могу заниматься и тем и другим. Возможно, если бы я покинул журналистику на год раньше, компания развилась бы быстрее. Но когда ты делаешь все сам и не берешь в долг, надо совмещать, пока бизнес не начнет приносить достаточно денег. Хотя это действительно трудно. Так что, когда я прекратил заниматься журналистикой, у компании сразу же начался быстрый рост.
Чем опасны инвесторы
Есть условная западная модель бизнеса, приверженцев которой много и в России: написать бизнес-план, взять денег в долг и планомерно вести бизнес так, чтобы он через три-четыре года стал окупаемым. Чаще всего к этому времени ты становишься лишь одним из владельцев компании, потому что брал деньги под ее долю. Мне это не близко — я никогда не работал в долг и не хотел привлекать инвесторов. У меня в этом смысле простое мышление. Здоровый бизнес должен жить по принципу «сегодня ты потратил 100 рублей, значит, завтра ты должен получить 110 рублей».
Какая польза от конкурентов
Чем нам могут помочь инвестиции? Например, у нас появится возможность купить одного из конкурентов. Конечно, сделав это, мы тут же захватим рынок. Но есть более сложный путь, который в итоге перспективнее: сделать продукт лучше, чем у конкурента, и таким образом вытеснить его. Это и есть настоящее творчество, которое исчезает, когда ты просто покупаешь других.
Почему важны компромиссы
Один из наших первых клиентов, команда «Спартак-Нальчик», в качестве частичной оплаты услуг пригласил меня на зимние сборы. Это оказалось очень полезно: сам я не был профессиональным футболистом, разве что занимался в детской школе, а когда писал про футбол как журналист, то находился по ту сторону баррикад. На сборах же я за две недели узнал своего покупателя гораздо лучше. Я понял, как с клиентом надо разговаривать, как чувствовать его. Поэтому необходимо идти на компромисс с клиентами — и с теми, у кого пока нет денег заплатить за продукт, и с топовыми клубами. «Челси», первая английская команда, которую мы подписали, почти полгода бесплатно нас тестировала, и только потом мы дошли до обсуждения условий