Певица года: Манижа
В 2021‑м она «встала и пошла» на «Евровидение». А по пути показала российскому обществу его лицо и, несмотря ни на что, достойно представила его на международном уровне.
Каждый год одно и то же. Весной, когда происходит отбор песен на «Евровидение», в фейсбуках и инстаграмах (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) ломаются копья. Не важно, выбирала ли композицию комиссия в закрытом режиме или претендентов показали по телевидению, как было в 2021‑м, и за них проголосовали зрители. Всегда есть недовольные. Даже в 2020‑м, когда песня Little Big — Uno только вышла и клип на нее еще не стал самым популярным на YouTube-канале конкурса, были слышны голоса: «Да что это вообще такое?» А уже в 2021‑м Манижу накрыл просто девятый вал хейта.
Символично, что песня Russian Woman победила в SMS‑голосовании отборочного тура именно 8 марта. Гремучая смесь рэпа с фольклором, помноженная на актуальную феминистскую повестку, да еще и в устах девушки откровенно не славянского типа? Оказалось, что российское общество с трудом может это пережить. Да как она посмела петь от лица русских женщин? К тому же по-русски, а не по-английски? Да еще и про «встала и пошла»? Общество сломалось. Песня, которая и длится-то меньше трех минут, вскрыла столько проблем, что стало даже страшновато. Оказалось, что ксенофобия никуда не делась. Манижа — этническая таджичка, которая, кстати, успела родиться еще в СССР и с трех лет живет в Москве. Она окончила здесь школу, у нее такой же красный паспорт с двуглавым орлом, но это не имело никакого значения для комментаторов, которым была важна ее национальность. Ее обвиняли в оскорблении образа русской женщины, отдельные активисты призывали Следственный комитет проверить трек на разжигание ненависти — серьезно, такое обращение было. Но было и другое — видео с огромным количеством поющих и танцующих российских женщин, которое показали на конкурсе во время выступления Манижи. И отзывы от международной аудитории в духе: «Я — итальянский мужчина, но во мне проснулась русская женщина». Не знаем, как в итальянских мужчинах, но в русских женщинах в 2021 году Манижа точно что-то пробудила.
Весь 2021‑й вы были в центре медийной повестки. Как сейчас, подводя итоги года, вы оцениваете всю эту историю с «Евровидением»?
Этот год я называю годом борьбы за смелость, которую у меня не раз отнимали обстоятельства и навязанные недоброжелателями страхи. Были моменты, когда я боялась сказать даже слово: не выносила интервью, перестала сидеть в социальных сетях, не выходила никуда в одиночестве из-за бесчисленных угроз, опасалась оставаться наедине с незнакомцами. Я замкнулась и чувствовала в этом предательство собственных ценностей: мол, Манижа не имеет права быть слабой. Манижа не имеет права бояться. Я не буду обманывать, говоря, что эти обстоятельства дались мне легко. Но я счастлива, что частично преодолела самое главное — страх быть слабее, чем ты себе кажешься. Я больше не боюсь, и это мне дает много сил быть смелой. «Быть сильным» — это иметь