Какое именно искусство будет повышать престиж естественных наук среди молодежи

СНОБКультура

Гибрид смартфона и пиявки. Как РОСНАНО популяризирует науку через искусство

Юлия Гусарова

a60707ad97d3d0e352d9b23bbf29d9a0efd130c57a3c6c57c051eeda4927410f.jpg
На переднем плане скульптура «Город» Яны Буланцевой. Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Фонд инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО и галерея Frida Project Foundation выступили инициаторами арт-проекта «2020 → 2070», популяризирующего науку и технологии. Проект включает современное искусство, созданное известными художниками в тандеме с учеными, и дискуссии о технологическом будущем, которые пройдут в Москве и Санкт-Петербурге. Редакция «Сноба» оказалась в числе первых зрителей проекта. Рассказываем, какое именно искусство будет повышать престиж естественных наук среди молодежи.

Казалось бы, если организаторам краснодарского форума о малом бизнесе удалось с помощью билборда и ироничного клипа привлечь Илона Маска выступить у них, то градус любви к высоким технологиям в среднем по стране должен вызывать у социологов оптимизм. Увы, не все так хорошо. По данным НИУ ВШЭ, в российском обществе позиции науки слабоваты по сравнению с другими интересами. 38% населения не считают науку значимой для обыденной жизни, всего 7% регулярно читают научпоп, и 4% обсуждают вопросы науки с друзьями.

На встрече ученых и художников, которые впервые показали свои работы для арт-проекта «2020 → 2070», главный ученый РОСНАНО Сергей Калюжный сказал: «Инновации — это будущее, которое создается учеными и инженерами совместно с обществом. Мы замечаем, что приток молодых людей в научно-техническую сферу ослабевает. И наша глобальная цель — привлечение школьников, студентов и молодых преподавателей в нашу сферу художественными методами». 

Что ж, художественные методы избраны не случайно. Современное искусство сегодня невозможно вообразить без экологической проблематики, множества взглядов на взаимоотношения человека и машины и тяги художников к экспедициям и сложной инженерии. Они исследуют мировой запас семян растений, создают искусственные водопады, поднимают раскаленное «солнце» под потолок музея, разводят микроорганизмы, которые со временем рисуют пейзаж, и управляют средой для их колоний с помощью искусственного интеллекта. Интерес публики к произведениям, в основе которых лежит исследование художника, также становится выше, чем к полету фантазии. 

Руководитель дирекции ФИОП РОСНАНО Сергей Филиппов объясняет: чтобы сделать конкурентоспособный технологический продукт, надо привлечь конкурентоспособных инженеров — но хороших специалистов надо мотивировать со студенческих и даже школьных лет, потому что подросткам важен престиж профессии. 

b73d6dbc6b1a8d8c62be3a5c5c9104ffe4643176aae2411461fe44b7c5ebbb54.jpg
Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

30 художников разных поколений привлекла к инициативе ФИОП команда галереи Frida Foundation Project. Отозвались как звезды мирового арт-сообщества — Эрик Булатов, Александр Виноградов, Ольга Киселева, Женя Шеф, архитектор Сергей Чобан, — так и самые успешные среди молодых художников российской сцены: Миша Most, Ольга Кройтор и другие. Некоторые художники на этапе знакомства с куратором «2020 → 2070» Михаилом Слободинским сказали ему, что проблему науки и будущего для них актуализировали их дети-подростки, которые, совсем как Грета Тунберг, озабочены будущим планеты и экологии.

«Сначала мы предложили художникам поразмышлять о роли ученого, однако они быстро взяли инициативу в свои руки и составили образ того будущего, которое сегодняшнему молодому поколению только предстоит приблизить», — добавил Слободинский.

Потом художникам помогли познакомиться с учеными из различных институтов, и, основываясь на опыте, полученном в ходе этого общения, художники создали свои арт-объекты. Произведения уже готовы к нескольким экспозициям в 2020 году, но диалог ученых и художников не заканчивается. 

Символом этого диалога стал… лыжник. На известной картине Эрика Булатова 1970 года бегущий лыжник «отгорожен» от зрителей агрессивной красной решеткой — метафора всех проблем коммуникации, с которыми общество сталкивалось в те годы. Для проекта «2020 → 2070» Булатов превратил свою работу в триптих: лыжнику 2020 года помогают бежать современные технологии, которые его двойнику из семидесятых даже не снились, а сейчас стали обыденностью для профессионального спорта. На третьей части работы лыжник 2070 года ставит вопрос перед нынешним поколением: какие открытия ближайших 50 лет помогут ему продолжать бег?

Разброс жанров, медиумов и практик получился большим: от полновесного science-art до традиционной скульптуры и картин, футуристических и ироничных. Многие работы можно назвать готовыми мемами (оговоримся, что определений у мема много, и здесь мы пользуемся определением, предложенным российскими лингвистами: паремиологическая единица, передающая культурную информацию и отражающая типичные жизненные ситуации. — Прим. авт.). Самые яркие из них — серия живописи Александра Савко «Билибин. Новые технологии», сюжет которых похож на фильм «Иван Васильевич меняет профессию», снятых в стилистике ретрофутуристических комиксов и вместе с тем помещенных в билибинский лес. Такова «Обложка Time» Сергея Шеховцова. Героем выдуманной обложки стал инопланетянин, в глазах которого отражается борт российского космического корабля с триколором. Такова и графическая серия Жени Шефа «Бессмертие» — изображения животных в окружении текста, раскрывающего их генетические секреты.

25618b783acd57bc0c9c3a54ce804fa4781ed5a6123814f11119f045120be4fe.jpg
Женя Шеф на фоне своей серии «Бессмертие». Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

На одной из работ Шефа — голый землекоп, африканский грызун, который смог фактически «отключить» собственное старение. На это обратил внимание ведущий научный сотрудник МГУ им. Ломоносова и гендиректор портфельной компании РОСНАНО «Митотех» Максим Скулачев, ведь голый землекоп — тотемное животное компании. Он, как и его отец, академик РАН Владимир Скулачев, посвятил свою жизнь изучению процесса старения и разработкам, которые могли бы его замедлить. «Мы сейчас только встали на тот эволюционный путь, который голые землекопы прошли до нас десятки тысяч лет назад, — уверен Скулачев. — Возможно, наше старение отключится таким же естественным образом, но, чтобы это произошло в темпе эволюции, придется ждать миллион лет. Мы с коллегами пытаемся проверить, нельзя ли ускорить достижение этой цели. И пока наша гипотеза о том, что это возможно, скорее подтверждается».

Самый высокий «мемный» потенциал, пожалуй, у «Фальшивого зайца» Александра Федорова: с щедрого ломтя черного хлеба смотрит на зрителя существо, покрытое чешуей. Сходство с зайцем ему придают плавники, растущие вместо ушей.  

Достаточно пробежать глазами полтора десятка научных публикаций в «Киберленинке» по тегу «интернет-мем» за последние пару лет, чтобы понять: педагоги, лингвисты, политологи и социологи в России активно изучают мемы как инструмент обучения и формирования идеологических проектов. Многие художники отдали права на использование своих изображений в рамках «Открытого кода» — это позволит любому учебному заведению страны использовать изображения получившихся арт-объектов для популяризации своих научных специальностей. Вероятно, во многих школах и институтах можно будет увидеть открытки с «Фальшивым зайцем» и его компанией. 

6701a0d6caa04050066f8c4f1675fd6a3a2a56d68a7531edff4fe7f9a41fec8f.jpg
Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Работая над проектом, некоторые художники открыли для себя совершенно новые выразительные средства, а ученые — расширили область научных интересов. Хороший пример — «Нейрокод» Марины Звягинцевой. Основной художественной практикой Звягинцевой был паблик-арт. Но после знакомства с ученой Ольгой Мартыновой она решила ни много ни мало «залезть» в головы зрителей и изучить воздействие искусства на их мозг. 

Ольга Мартынова, заведующая лабораторией высшей нервной деятельности человека, отметила, что нейроэстетикой — дисциплиной, находящейся на стыке гуманитарных наук и нейропсихологии, — в России пока никто серьезно не занимался. Она сама решила зайти в эту область только после знакомства с художницей. В ходе опытов стало ясно, что искусство совершенно по-разному воздействует на подготовленного (то есть на нацеленного посмотреть произведения) и неподготовленного зрителя (то есть случайного прохожего). Мартынова отметила, что эти эксперименты в дальнейшем могут послужить хорошим материалом при разработке различных терапевтических программ. Более того, по результатам этой работы она решила написать научную статью. 

7c5bcf97ca3afdb432033420c83a741d016720a9faaa7d2267d41e44a9a14cce.jpg
Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Эксперимент Марины Звягинцевой и Ольги Мартыновой продолжается, и они готовятся к тестированию новой группы участников. Но арт-объект — восьмиметровый стенд «Нейрокод», посвященный первым результатам исследований, — совсем скоро будет представлен широкой публике.

Произведение искусства, созданное директором Института науки и искусства Сорбонны, художницей Ольгой Киселевой, демонстрирует, без преувеличения, феноменальные достижения археоботаники, в область интересов которой входит восстановление утраченных человечеством растений. Инсталляция художницы состоит из теней пальмовых деревьев вида, исчезнувшего в регионе Негев (ныне — пустыня) и восстановленного после того, как в крепости Масада нашли древнюю пальмовую косточку. В инсталляцию будут включены скульптурные макеты семян фимиама, который также восстанавливают спустя тысячи лет с его исчезновения. Несколько лет назад Ольга Киселева как художник восстановила во Франции породу вяза, которая погибала от болезни, обусловленной изменениями климата в регионе, — французский вяз был скрещен с сибирским. Сейчас художница совместно с Сорбонной и Министерством экологии участвует в разработке программы по спасению французских вязов.

674bdde233a911deb2ee81518334dc31c12ce58bb337d990dab01d79bb8f245d.jpg
Скульптура «Город». Яна Буланцева Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Художница Яна Буланцева решила воздействовать на будущих инженеров магнетическими формами и фактурами прозрачного стекла. Ее скульптура двухметровой длины, представляющая собой причудливый город будущего на фоне светодиодного экрана, создана в диалоге с кандидатом химических наук РХТУ им. Д. И. Менделеева Георгием Шахгильдяном. Химик отметил: «В комментарии к работе “Город” Яна говорит, что новые материалы помогают городам развиваться устойчивее, а горожанам — дышать легче. И это не просто слова: с помощью инновационных способов обработки, меняющих структуру стекла изнутри, оно приобретает невиданные прежде формы и свойства, действительно открывающие новые возможности для строительства. Например, пеностекло — новый материал, который был использован при строительстве парка “Зарядье”». 

5512e43d6357fa46c9131c4abd6ab2d3424b1baead35cad770f5de1b60fc2920.jpg
Яна Буланцева Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Красивые фантазии на тему будущего, как у Яны Буланцевой или преподавателя Школы Родченко Аристарха Чернышева, впечатляют многих зрителей не меньше, чем наукоемкие проекты. Чернышев разработал PiO — вымышленный носимый гаджет, похожий на гибрид генетически модифицированной пиявки и смарт-часов. Если бы этот гаджет существовал на самом деле, то действовал бы как датчик биохимических показателей человека. Куратор Михаил Слободинский сказал, что при монтаже работы Чернышева к нему подошли несколько человек и спросили, где можно приобрести гаджет: они подумали, что это настоящая рекламная кампания нового продукта. Да и на первом показе художественных работ стенд с PiO постоянно был окружен зрителями, а некоторые тайком трогали «тело» пиявки пальцем, пытаясь понять, из чего оно сделано. 

82f76b0caabc2eaf01b543902d42360fd2c82f251b233f95da852e807b1212d6.jpg
Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Скоро произведения искусства, созданные для проекта «2020 → 2070» покажут в серии выставок #NANOart в Москве и Санкт-Петербурге, причем не только в музейных и галерейных пространствах, но и в высших учебных заведениях. Вместе с выставками пройдут и дискуссии о технологическом будущем и о том, как искусство и технологии влияют на его конструирование сейчас.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Простые вещи, которые делают нас человечнее Простые вещи, которые делают нас человечнее

Психолог Катерина Мурашова — про отсутствие эмпатии у современных детей

СНОБ
Хот-йога: Ольга Кавказская Хот-йога: Ольга Кавказская

Преподаватель Бикрам-йоги: о рекомендациях к практике

Yoga Journal
Как же все-таки похудеть? Ответ профессора Вячеслава Дубынина Как же все-таки похудеть? Ответ профессора Вячеслава Дубынина

Отрывок из книги «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к вкусному и новому»

Psychologies
На тройке с бубенцами На тройке с бубенцами

Russo turisto очень изменился за последние десять лет

Tatler
Первая минута Первая минута

Как заставить начало разговора работать на результат

kiozk originals
В «Ведьмаке» много секса и крови, но это не новая «Игра престолов». Рассказываем, что пошло не так В «Ведьмаке» много секса и крови, но это не новая «Игра престолов». Рассказываем, что пошло не так

На Netflix вышел, пожалуй, самый ожидаемый сериал года — «Ведьмак»

Esquire
Как превратить любимое хобби в бизнес? Реальная история Как превратить любимое хобби в бизнес? Реальная история

Как превратить хобби в дело, приносящее не только удовлетворение, но и доход

Cosmopolitan
Кишечные бактерии предпочитают красное Кишечные бактерии предпочитают красное

О том, что красное вино полезно, знают многие

Здоровье
Краудлендинг по-русски. Что нужно знать о новой инвестиционной платформе Сбербанка Краудлендинг по-русски. Что нужно знать о новой инвестиционной платформе Сбербанка

Зачем Сбербанку нужен новый инвестиционный механизм и кто на нем заработает?

СНОБ
Девушка-фиалка: как выбрать идеальный фиолетовый цвет волос Девушка-фиалка: как выбрать идеальный фиолетовый цвет волос

Фиолетовый издавна считался королевским цветом и был овеян ореолом мистики

Cosmopolitan
Екатерина Решетникова: «Стыдно за то, что бываю несдержанной» Екатерина Решетникова: «Стыдно за то, что бываю несдержанной»

Хореограф шоу «Танцы» на ТНТ о сестре-близнеце и звонке Владимира Путина

StarHit
Не просто конфетки: чем опасен снюс для наших детей Не просто конфетки: чем опасен снюс для наших детей

Родители в панике: кажется, наши дети оказались в плену новой отравы

Psychologies
Диетические котлеты, от которых вы точно не поправитесь Диетические котлеты, от которых вы точно не поправитесь

Следите за весом и считаете калории?

Cosmopolitan
Юлия Ефременкова: «Мондезир – моя судьба» Юлия Ефременкова: «Мондезир – моя судьба»

Ведущая «Дома-2» и участник проекта организовали вечеринку в честь помолвки

StarHit
Скованные одной цепью. Почему гримасы глобализации пока никого ничему не учат Скованные одной цепью. Почему гримасы глобализации пока никого ничему не учат

Попытка наших охранителей отгородиться от внешнего мира уходит корнями в историю

СНОБ
Автор блога «Истоки слова» — о русском языке, ЕГЭ и феминитивах Автор блога «Истоки слова» — о русском языке, ЕГЭ и феминитивах

Почему нужно бороться с ложными лингвистическими теориями и что не так с ЕГЭ?

РБК
Дело наживное Дело наживное

Почему в современном мире услуги личных тренеров могут стоить вам жизни

GQ
«Ирландец» – кино грандиозное, разрушающее все романтические мифы о гангстерах «Ирландец» – кино грандиозное, разрушающее все романтические мифы о гангстерах

Совсем не сюжетные перипетии приковывают к экрану в «Ирландце»

GQ
Как живут израильтяне и чему у них можно научиться (а чему не стоит) Как живут израильтяне и чему у них можно научиться (а чему не стоит)

Когда израильтяне становятся самостоятельными и знают ли толк в инновациях?

РБК
Алексей Ольховой: «Весь мой бизнес начинался с ремесла» Алексей Ольховой: «Весь мой бизнес начинался с ремесла»

Владелец ресторана Blanc рассказал, как его проект стал новым местом силы

GQ
Минута верного свиданья. Как российским телевизионщикам удалось подкараулить Зеленского и что из этого вышло Минута верного свиданья. Как российским телевизионщикам удалось подкараулить Зеленского и что из этого вышло

За годы, что наши пропагандисты воюют с Украиной, они буквально сроднились с ней

СНОБ
Как не стать жертвой «эффекта ореола»? Как не стать жертвой «эффекта ореола»?

Можно ли «пробиться» через однажды сформированное мнение о нас и о других

Psychologies
Нарисуем — будут жить Нарисуем — будут жить

Не всем концептам суждено было выжить, но кому-то было нужно их появление

Robb Report
Квартира для ценителей традиционного стиля, 97 м² Квартира для ценителей традиционного стиля, 97 м²

Дизайнеры использовали элементы в форме арок во всей квартире

AD
Аутизм аутизму рознь: три формы расстройства по степени тяжести Аутизм аутизму рознь: три формы расстройства по степени тяжести

О симптомах аутизма заговорили задолго до появления самого термина

Psychologies
Шеф-повар Нобу Мацухиса — о любимом ресторане и Роберте Де Ниро Шеф-повар Нобу Мацухиса — о любимом ресторане и Роберте Де Ниро

Как появилась ресторанная империя Nobu

РБК
Каблуки зимой — легко! Топ-7 моделей трендовой обуви, в которой удобно Каблуки зимой — легко! Топ-7 моделей трендовой обуви, в которой удобно

Кто сказал, что обувь на каблуке не подходит для холодной зимы?

Cosmopolitan
Дженнифер Лоуренс: горячие фото талантливой обладательницы «Оскара» Дженнифер Лоуренс: горячие фото талантливой обладательницы «Оскара»

Дженнифер Лоуренс — одна из тех актрис, которая поражает своими горячими фото

Playboy
Что год грядущий нам готовит Что год грядущий нам готовит

Следующие двенадцать месяцев пройдут под знаком хвостатого грызуна

StarHit
Синдром Туретта и цветные волосы: как певица Билли Айлиш стала кумиром молодежи Синдром Туретта и цветные волосы: как певица Билли Айлиш стала кумиром молодежи

Как Билли Айлиш удалось так быстро стать кумиром молодежи (и не только)

Cosmopolitan
Открыть в приложении