Жизнь после прививки
Как виноградные лозы спасли от филлоксеры.
Едва ли когда-нибудь еще нам представится более уместный повод вспомнить о важности прививок, для виноделия в частности. Не будь прививок, мы бы уже лет сто пятьдесят пили только «Изабеллу», разве что по праздникам смешивая ее с «Лидией». Страшная участь.
Наверное, каждый, кто считает себя любителем вина, слышал про нашествие филлоксеры — микроскопической тли, которая считается самым опасным врагом винограда. Если быть точным, то смертельно опасной для лозы считается корневая форма филлоксеры, когда ее личинки поражают корневую систему, в результате чего лоза гибнет.
Пандемия филлоксеры началась в 1860-х годах, после того как опасные личинки были случайно завезены в Европу из Америки вместе с лозами американского дикого винограда, закупленного для декоративных целей. За несколько лет филлоксера уничтожила сначала большую часть виноградников Франции, потом охватила всю Европу, а потом перекинулась и за океан — до Южной Африки и Австралии. Универсального способа остановить эпидемию не находилось до тех пор, пока ученые не выяснили, что американские лозы Vitis labrusca, в отличие от европейских лоз Vitis vinifera, устойчивы к филлоксере.
В 1881 году на Международном конгрессе по филлоксере в Бордо прививка европейских сортов винограда к американским корневым системам была признана наиболее эффективным способом борьбы. Гюстав Фоэкс, директор Национальной сельскохозяйственной школы Монпелье, обосновал действенность этого метода результатами своих испытаний и в 1882 году выпустил буклет с точными инструкциями по самостоятельному проведению прививок. Когда процедура стала понятной крестьянам, восстановление виноградников пошло ускоренными темпами. У этой прививки обнаружилась своя «побочка». За широким распространением американских корневых систем (подвоев) последовало и распространение нового грибкового заболевания —