Винтаж неупавшей звезды
Как пандемический кризис изменил политику экспансии шампанского в мире
Чтобы не испортить впечатления от шампанского, его нельзя ни нагревать, ни трясти. Оказывается, правило это применимо не только к одной бутылке, но и ко всей индустрии. Рынок шампанского перегрелся за 20 лет. Остудить его и насытить неослабевающий спрос пытались беспрецедентными мерами: разрешением почти вдвое увеличить нормы урожайности и планом по первому за 100 лет расширению границ аппелласьона Champagne. Виноделы Шампани провожали 2019 год, благодаря небо за второй подряд отличный урожай и гордясь не сбавляющим темп мировым винным рынком. И тут коронавирус.
Надолго закрыв рестораны и кафе, пандемия лишила шампанское главного канала сбыта. Поводов поднять бокал шампанского в домашних условиях тоже стало значительно меньше. Растерянность виноделов Шампани можно понять. XXI век, начавшийся как второй золотой век шампанского, неожиданно обозначил для многих шампанских домов мрачную перспективу банкротства. В последние 20 лет Шампань завидно прирастала объемами на фоне глобального кризиса перепроизводства вина. В 2008 году, когда стало понятно, что ажиотажный спрос на шампанское, поднявшийся на волне миллениума, не спадает, французский регулятор винного рынка Национальный институт аппелласьонов (INAO) совместно с профсоюзом виноделов выдвинул идею расширить границы винодельческой Шампани с существующих 319 до 357 коммун.
Комиссия из семи признанных экспертов взяла на себя ответственную миссию провести ревизию AOC Champagne. А также тщательным образом исследовать строение почвы, изменившиеся климатические условия и историю сельскохозяйственного использования земель — как в уже узаконенной, делимитированной Шампани, так и в новых коммунах. После этого предполагалось составить научно-техническое обоснование для обновления винного региона. В конце 2019-го профильные издания писали, что эта работа «выполнена примерно на 75%» и что уже в 2023 году винную карту Франции ждет переиздание.