Совладелец Шереметьево о работе аэропорта в кризис и спокойное время

ForbesБизнес

«Терминалы мы скоро откроем снова»

Миллиардер, совладелец и председатель совета директоров Шереметьево Александр Пономаренко о работе аэропорта в кризис и спокойное время

Текст Ирина Казьмина

Семнадцатого января 2020-го в аэропорту Шереметьево открылся новый терминал С для международных рейсов пропускной способностью 20 млн пассажиров в год. Но спустя два месяца этот терминал пришлось закрыть, а вместе с ним и терминалы D и Е. Россия полностью прекратила международное сообщение — и регулярное, и чартерное — 27 марта. «Я надеюсь, мы закрываем терминал временно и откроем, как только возобновится достаточное количество международных рейсов, — рассуждает в интервью Forbes миллиардер, совладелец и председатель совета директоров аэропорта Шереметьево Александр Пономаренко. — Я уверен, что вскоре мир справится с коронавирусом, человечество преодолеет этот кризис и вынесет очень важные уроки». TPS Avia Пономаренко (№31) и его партнеров Александра Скоробогатько (№32) и Аркадия Ротенберга (№36) выиграла конкурс на реконструкцию северной зоны государственного аэропорта Шереметьево (бывшее Шереметьево-1) осенью 2013 года. Они обязались вложить в аэропорт $860 млн собственных, не заемных денег. Вместе с другими околоаэропортовыми бизнесами это позволило им в дальнейшем получить контрольный пакет аэропорта — в 2015-м президент Владимир Путин подписал указ о консолидации активов в Шереметьево. У Росимущества осталось 30,43% объединенного аэропорта, эту долю TPS Avia может выкупить, и тогда крупнейший аэропорт страны — около 50 млн пассажиров в 2019-м — может стать полностью частным.

$82 млрд составила консолидированная выручка аэропорта Шереметьево в 2019 году

В: Авиационный бизнес пострадал от пандемии коронавируса в первую очередь. Исходя из какого сценария вы планируете дальнейшую жизнь аэропорта Шереметьево?

О: В нашем прогнозе на этот год есть два сценария. Первый предполагает возобновление международных рейсов с июля и постепенное восстановление пассажиропотока до конца текущего года. И второй, намного более сложный сценарий, в котором восстановление пассажиропотока до уровня 2019 года будет происходить значительно медленнее и займет не менее 12 месяцев, то есть не ранее чем до середины 2021 года. Мы пока только просчитываем этот вариант развития событий, но уже сейчас понятно, что при этом сценарии нам будет очень нелегко.

В: Какие действия предусмотрены первым сценарием?

О: Для поддержания сбалансированной работы аэропорта мы приняли ряд управленческих решений: временно закрыли терминалы С, D и Е, существенно сократили все непроизводственные расходы, перераспределили ресурсы, оптимизировали процессы и графики работы персонала. Часть сотрудников мы, возможно, будем переводить на четырехдневную рабочую неделю, часть — отправлять в отпуска. Все в рамках действующего законодательства. Мера в отношении сотрудников в том числе и профилактическая, в связи с защитой здоровья, для снижения риска заболевания. Но нужно это сделать без ущерба для операционной деятельности: количество рейсов и количество пассажиров сократилось, но у нас все равно достаточно большой объем операций — самолеты нужно обслуживать независимо от коэффициента заполняемости кресел.

В: При каком сценарии возможны увольнения сотрудников?

О: Это будет зависеть от многих факторов, в частности от темпов и сроков восстановления пассажиропотока и макроэкономической ситуации. Если реализуется второй сценарий, то это может привести к частичному сокращению численности сотрудников. Но мы, безусловно, будем стремиться максимально сохранить коллектив, еще больше сокращая издержки. В течение апреля–мая мы будем наблюдать за тем, как Европа будет выходить из кризиса, и в зависимости от этого корректировать наши сценарии.

В: Как долго будет восстанавливаться пассажиропоток хотя бы до значений 2019-го?

О: Два сценария, которые мы рассматриваем, я уже назвал. Сейчас сложно спрогнозировать более точно — неизвестно, когда будут открыты границы и сняты ограничения на передвижения людей по всему миру, какая будет покупательная способность населения России, как быстро будет восстанавливаться экономическая активность.

В: У вас были запланированы на этот год какие-то инвестпроекты, которые теперь приходится замораживать?

О: Наиболее масштабные проекты, связанные со строительством терминалов и межтерминального тоннеля, мы завершили. В этом году мы должны были начать проектирование мехмастерских для «Шереметьево Хэндлинг». Мехмастерские — это большой производственный комплекс, в котором будет три технологии: диагностика, техническое обслуживание и ремонт. У «Шереметьево Хэндлинг» порядка 6000 единиц техники и 7000 сотрудников. Тендер на проектирование, отработку технологии и аудит нашей техники выиграла американская компания Hall Industries. Не готов говорить в существующих обстоятельствах о сроках реализации этого проекта. У нас были программы по модернизации IT, и, безусловно, мы сейчас эти инвестиции пока заморозили. Были проекты по улучшению рабочих мест для наших сотрудников — очень важные расходы, но с ними мы также пока повременим.

Мы сейчас замораживаем все проекты в аэропорту, кроме одного. Для нас крайне важным вопросом является реконструкция, а точнее, строительство первой взлетно-посадочной полосы до зимних холодов независимо от того, когда начнется восстановление пассажиропотока.

Аэродром — это государственное имущество, которое мы взяли в концессию. Строительные работы по первой взлетно-посадочной полосе финансируются за счет инвестиционной надбавки к тарифу за взлет-посадку от авиакомпаний. С учетом того, что платежи по концессии собираются длительное время, а средства на строительство нужны сейчас, мы вынуждены были привлечь кредит в Сбербанке [6 млрд рублей]. Поэтому мы планируем все потоки денег — не только кредит, не только поступления по инвестиционной надбавке тарифа, но и доходы от других наших предприятий — направить на строительство первой полосы. В сложившейся ситуации мы, как частные акционеры, отказываемся от дивидендов. Но по акционерному соглашению с Росимуществом мы обязаны платить дивиденды в размере 25% [от чистой прибыли]. Мы хотим договориться с государством, чтобы оно пошло нам навстречу и тоже отказалось от дивидендов. Соответствующее письмо уже направлено в Росимущество.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гуру из соцсетей Гуру из соцсетей

Инвесторы могут выкинуть на помойку свои знания об экономической теории

Forbes
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Работа не на дядю Работа не на дядю

Как Наум Бабаев создал компанию «Дамате», крупнейшего производителя индейки

Forbes
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Свои парни Свои парни

Ставка на прорабов сделала «Петровича» крупнейшим продавцом стройматериалов

Forbes
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Просто товар Просто товар

Когда нефть перестанет быть нефтью?

Forbes
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Большой развод Большой развод

Почему адвокат Александр Добровинский неизменно появляется на публике в бабочке

Forbes
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Парни с коробками Парни с коробками

Архитекторы из Москвы придумали компактные модульные комнаты для сна

Forbes
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Игровое пространство Игровое пространство

Бюджеты, зарплаты, призовые и трансферы киберспорта

Forbes
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Госпиталь на карантине Госпиталь на карантине

Зачем сносить и заново строить инфекционные лечебницы

Forbes
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Битый час Битый час

Краткая экономика турниров UFC

Forbes
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Уроки испанки Уроки испанки

Как экономика переживет «неожиданную остановку»

Forbes
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Счастливый грант Счастливый грант

Дарья Крошкина из Старого Оскола строит международный образовательный стартап

Forbes
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
На понятном языке На понятном языке

Как появился Kotlin, и правда ли, что он идеален для программирования

Популярная механика
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Хозяин тайги Хозяин тайги

Как иркутский миллиардер Николай Буйнов добывает нефть и газ в сибирской глуши

Forbes
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Открыть в приложении