Революция видов
Люди являются инженерами экосистем, они меняют природу вокруг себя, заставляя другие виды приспосабливаться или вымирать.
10 июля 2016 года глаза всего мира были прикованы к рыдающему Криштиану Роналду, получившему травму в финальном матче чемпионата Европы по футболу. Трогательности этой сцене добавлял мотылек, сидевший у него на лице и пивший слезы португальца. Помимо результата, эта игра запомнилась многим настоящим нашествием насекомых, метавшихся весь вечер среди игроков на освещенном яркими прожекторами поле. Этого «библейского» зрелища могло бы не быть, если б организаторы турнира в целях безопасности не оставили включенным освещение арены предыдущим вечером.
Сотни миллионов бабочек летят с юга Европы к капустным, картофельным и другим полям на севере. Иногда в середине лета проходят дополнительные волны миграции. Именно во время такой волны мотыльки, как им и полагается, устремились на свет стадионных прожекторов. Световое загрязнение сильно влияет на массовую миграцию животных. Например, 11 сентября в Нью-Йорке столпы света в память о трагедии 2001 года периодически выключают, чтобы пролетающие птицы не кружили вокруг них тысячами. Этим, однако, неожиданно значительное влияние наших городов на природу не ограничивается.
Сейчас города занимают целых 3% суши (для справки: на горы приходится 24%, на пустыни — 33%) и продолжают расти. Люди, как, например, муравьи, являются инженерами экосистем, то есть они меняют природу вокруг себя, заставляя другие виды приспосабливаться или, увы, вымирать. Однако лишь относительно недавно экологи и биологи стали замечать, что эволюция в городах продолжается: не только существующие виды изменяются, но и появляются новые. Это неудивительно, ведь наши поселения серьезно отличаются от привычных им условий. Новая книга голландского биолога Менно Схилтхёйзена приподнимает завесу