Приключения чеболя в России
Samsung сам начал продавать смартфоны в интернете. Не поздно ли?
Российские интернет-магазины в 2018 году заработали на продажах смартфонов 80 млрд рублей — почти на 50% больше, чем годом ранее. В Рунете продается уже 14% коммуникаторов, и в дальнейшем эта доля будет только расти. Увеличатся ли обороты независимых интернет-магазинов? Не факт. Крупнейшие производители смартфонов начинают самостоятельно торговать своими гаджетами в сети. Американская Apple изначально ориентировалась на прямые продажи и уже реализует через интернет четверть продукции. Лидер по числу проданных в России смартфонов Samsung открыл российский интернет-магазин на собственной платформе в 2018 году. Технологический гигант из Кореи с боем завоевывал российскую розницу. Удастся ли удержать позиции?
Путь в Россию
В марте 1995 года в городке Куми, на родине одного из президентов Республики Корея Пак Чон Хи, были публично сожжены телефоны Samsung cтоимостью 15 млрд корейских вон (около $20 млн). Продукцию признали бракованной, и наследник основателя Samsung Group Ли Гонхи решил устроить красочную прощальную церемонию. «Качество — это главное. В этом весь я», — заявил глава Samsung ошарашенным коллегам. Спустя 10 лет с принципиальным корейцем удалось познакомиться предпринимателю Евгению Чичваркину. Основанная им компания «Евросеть» торговала телефонами Samsung с начала 2000-х, но трудно было назвать их сотрудничество удачным. Корейская компания отказывалась оплачивать совместную рекламу, Чичваркин заявлял, что корейцы затягивают решение вопросов по бизнесу и что телефоны из партий, отправляемых в «Евросеть», пропадают. Предприниматель ничего не имел против головного офиса Samsung и винил во всем его российского представителя. В 2005 году Чичваркин объявил корейцам войну и сделал ставку на Nokia. За год финские телефоны поднялись по продажам в России с 4-го на 1-е место, потеснив Samsung и Motorola. В 2006-м представители Samsung приехали в здание ФГУП «Пресса», на 4-м этаже которого размещался офис «Евросети», чтобы обсудить с ретейлером новые принципы сотрудничества. Корейцам показали отчет за предыдущий год: оборот «Евросети» вырос с $970 млн до $2,6 млрд, число торговых точек увеличилось в 2,5 раза, до 3111. «Посмотрите сюда», — ткнул пальцем Чичваркин. Из отчета о продажах следовало, что доля Nokia выросла с 9% до 33%, все остальные бренды упали.
«В 2006 году мы достучались до очень серьезного человека в Samsung, который и в тюрьме сидел, и сжигал некачественную продукцию, — вспоминает Евгений Чичваркин в интервью Forbes. — Нас пригласили в Корею, по прилете посадили в военные вертолеты и сквозь дождь и туман доставили на крышу офиса Samsung в Инчхоне. Кабинет этого серьезного человека располагался прямо под крышей. Мы договорились». Доля корейской компании на российском рынке в 2005 году не превышала 20%, при этом Samsung считал Россию вторым по значимости рынком после Кореи. Соглашение с «Евросетью» было заключено в апреле 2006 года, когда компания Чичваркина контролировала 34% продаж телефонов в России. В 2007-м доля корейской компании возросла до 25%, в 2008-м превысила 30%, в 2009-м увеличилась до 33,2%.
В 2007 году вышел iPhone и полностью перекроил рынок, но Чичваркина это не смущало. «Пока Стив Джобс жив, позиции Apple останутся непоколебимыми.
А потом ее место захватит Samsung, развитие которого не зависит от отдельного человека», — уверенно прогнозировал он в августе 2011 года.
Сейчас, по данным IDC, у Samsung cамая большая доля рынка по числу проданных смартфонов: 26% в России, 21% в мире (у Apple — 16% и 15% соответственно). «Но в денежном выражении Samsung проигрывает Apple», — говорит вице-президент по продажам компании «Связной/Евросеть» Давид Борзилов. Дело в том, что продукция Apple дороже.
«Samsung — молодцы. По факту они по-прежнему абсолютно уникальны», — и сейчас не сомневается в бывших партнерах Евгений Чичваркин, который был вынужден продать «Евросеть» в 2008 году. В чем секрет его бывших партнеров?
Большой клан
Samsung Group со штаб-квартирой в 30 км от Сеула — многопрофильная корпорация, которая производит товары народного потребления, полупроводники, управляет отелями и развлекательными парками. В группу входит более 70 компаний в 63 странах мира, в ней работает около 500 000 человек. Будущий технологический гигант был создан в городе Тэгу на юго-востоке Корейского полуострова 1 марта 1938 года. Samsung поначалу зарабатывал на экспорте овощей, фруктов и сушеных морепродуктов в Китай. Его основатель Ли Бенчхоль ради бизнеса бросил учебу в престижном японском Университете Васэда и полностью погрузился в торговые операции. После окончания Второй мировой войны, в 1947 году, компания занялась перевозками, да так успешно, что к началу 1950-х увеличила оборот вдвое. Именно после Второй мировой войны сформировалась когорта корейских чеболей (от корейских слов chae, «богатство», и bol, «семейный клан») — Samsung, Hyundai, GoldStar (сейчас LG) и Lotte. Рост бизнеса позволял Ли Бенчхолю инвестировать в другие секторы: финансовые услуги, страхование, производство бумаги и медиа. В 1969 году было