Отказ от выбора
К чему приведет ставка российских властей на инерционный сценарий развития.
Ключевой фактор, определяющий российскую экономическую модель с момента восстановления после кризиса 2008–2009 годов, — это поддержание стабильности: минимизация рисков давно уже стала более важной задачей, чем увеличение прибыли и роста. С одной стороны, это позволило добиться действительно устойчивого макроэкономического положения, которое, в частности, очень помогло России во время пандемии. С другой стороны, система во многом сводится к перераспределению ресурсной ренты в рамках дирижистской политики, где государство и приближенные к нему играют непропорционально большую роль, тогда как геополитические соображения приводят ко все большей изоляции национальной экономики.
Ловушка среднего дохода
Такая модель наименее выгодна для самых активных групп населения — молодежи, квалифицированных специалистов, а также высокотехнологичного сектора с высоким экспортным потенциалом в целом, то есть именно тех экономических агентов и игроков, которые могли бы стать мотором экономического роста. В результате Россия оказывается в так называемой ловушке среднего дохода, которая не позволяет ей догнать развитые страны. Более того, в такой системе устойчиво растут риски, связанные с ожидаемым сокращением доходов от экспорта и демографическими проблемами, вызванными снижением общего числа занятых в экономике, в том числе молодых и образованных работников.
Вырваться из этой ловушки помогла бы стратегия, основанная на таких преимуществах России, как географическая близость и к Европе, и к Азии, а также высокое качество человеческого капитала. В полной мере используя эти факторы, страна могла бы расширять свое участие в глобальных цепочках создания стоимости и капитализировать региональное лидерство в цифровой экономике. Но ключевыми условиями для