Тверская область и через 15 лет осталась регионом с невысоким качеством жизни

ForbesРепортаж

Окраина двух столиц

Тверская область и через 15 лет осталась регионом с невысоким качеством жизни

Текст: Игорь Попов
Фото: Константин Саломатин

В марте 2004 года корреспондент Forbes отправился в крупнейшую область Центральной России, чтобы изучить предпринимательский климат в регионе, губернатором которого 30 декабря 2003 года стал бывший топ-менеджер «Интерроса» и «Норильского никеля» Дмитрий Зеленин. Репортаж из Твери Юрия Львова появился в первом номере российского Forbes под рубрикой «Рекогносцировка».

Спустя 15 лет Forbes решил выяснить, как изменилась Тверская область за это время и что стало с героями того репортажа. Через Тверь проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву и Санкт-Петербург. От бывшей столицы Российской империи до Твери около 540 км, от нынешней — всего 167 км. Но весной 2004 года автомобильное путешествие в Тверь из Москвы было делом довольно долгим и нервным.

«…для тех, кто не желает проезжать все эти Пешки и Ложки темпами путешествующего Радищева, дорога становится платной. 100 рублей без протокола — стандартная дань гаишникам, прячущимся по обочинам. В среднем на пути 5–6 засад. Поэтому и едем полторы сотни верст из Москвы в Тверь два с половиной часа. Это еще без пробок, которые утром стоят в районе подмосковных Клина, Солнечногорска, Зеленограда в сторону столицы, а вечером — в обратном направлении».

В управлении автомагистрали Москва — Санкт-Петербург в 2004 году Forbes рассказывали о скором начале строительства платных дорог без ограничения скорости, как «на самых совершенных автобанах мира». Проект будет завершен не ранее 2010 года, говорили чиновники. Однако первый участок платной дороги «км 15 — км 58» был открыт только в ноябре 2015 года, еще около 40 км дальше на Северо-Запад протянули в сентябре 2018 года. Участок от Клина до Твери запустят летом 2019 года. Поездка до Клина занимает 50 минут и обходится в 600 рублей, скорость на трассе ограничена 110 км/ч, дальше до центра Твери — еще больше часа с пробками и ограничениями скоростного режима в деревнях и поселках.

Рядом с трассой, на расстоянии 100 км от Москвы развивается проект «Большое Завидово», который был презентован в апреле 2008 года компанией «Открытые инвестиции» (ОПИН) бывших работодателей Дмитрия Зеленина — миллиардеров Владимира Потанина и Михаила Прохорова. Тогда за 30 млрд рублей планировалось построить здесь 1,5 млн кв. м жилья, отели, гольф-поля и яхт-клуб. Сейчас на территории 2500 га работают три гостиницы (две из них Radisson), клубный дом, кемпинг, построены обещанные гольф-поле и пристани для яхт. Правда, Потанин с Прохоровым к этому проекту уже отношения не имеют. После раздела миллиардерами совместных активов «Большое Завидово» досталось бывшему генеральному директору ОПИН Сергею Бачину. Сейчас проект развивается в рамках единственной в регионе особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Зеленин еще в 2004 году обещал совершить рывок в развитии туристической инфраструктуры, и его правительство всячески поддерживало «Большое Завидово». Регион действительно уникальный: 760 рек, более 1700 озер, пять крупных водохранилищ, 14 исторических городов, 130 комплексов дворянских усадеб. Но рывка не случилось: в область как приезжало 1,5 млн туристов в год, так и приезжает.

Сыроварня итальянского фермера Пьетро Мацца в селе Медное в 30 км от Твери — первое, а теперь одно из 50 тверских крестьянско-фермерских хозяйств, принимающих туристов. Впервые о бизнесе странного фермера из Италии в тверской глуши рассказал Forbes в 2004 году.

«Выкупив в 1999 году хозяйство площадью 16 га в деревне Медное, он начал с производства сыра по итальянским технологиям. Потом понял, что выгоднее не производить много сыра и продавать его оптовикам, а производить мало и продавать непосредственно клиентам.

Ключ к разгадке парадокса — практически не известное в России понятие «агротуризм»… Я вижу, как делается моцарелла, как выдерживается пармезан — уже желтого, воскового цвета. А в колбасном цехе висят десятки свиных окороков. Я понимаю, почему в Европе эти сыровяленые ноги — самое дорогое мясо: его выдерживают 18 месяцев. Потом — гостиная со столами, покрытыми белыми скатертями... Угощают поросенком, жаренным на гриле, хлебом (своим) и, конечно, бесподобным сыром. Его здесь производится 16 видов. Агротуризм в том и заключается, что сначала туристу показывают, как делается еда, а потом он ее пробует».

Пятнадцать лет назад на итальянца работало десять жителей Медного с зарплатой от 3000 до 6000 рублей в месяц, ферму посещало больше 1000 туристов. Сейчас у Пьетро Мацца 100 сотрудников, он платит им по 15 000–20 000 рублей в месяц. Хозяйство разрослось до 3000 га земли, 800 коров, 50 свиней, 20 лошадей. Еще есть питомник по разведению австралийских овчарок, которых продают по всему миру. И два ресторана — в Твери и Санкт-Петербурге. Годовая выручка — примерно 25 млн рублей. Туристы теперь могут не только попробовать сыр и мясо местного производства в огромном дегустационном зале, но и переночевать в гостевом доме в итальянском стиле, построенном по проекту Пьетро и его супруги Жанны. Сколько туристов приезжает на ферму? «Был период, когда у нас было больше 5000 гостей в месяц, — рассказывает Жанна. — Сейчас меньше. Главное, видно, что денег у людей нет. Приезжают на экскурсии и дегустации, но сыр почти не покупают».

Пьетро Мацца, как и его жена Жанна, за двадцать лет жизни в России ни разу не был в отпуске и не выезжал за границу, даже в родную Италию. За это время в Тверской области он построил фундамент для семейного бизнеса, на родине на это ушло бы минимум 200 лет

Что еще произошло за 15 лет? «Я постарел», — улыбается Пьетро Мацца. Он, как и Жанна, за это время ни разу не был в отпуске и не выезжал за границу, даже в родную Италию. Сейчас, говорит фермер, в дела все больше вникают 25-летняя дочь Джессика и ее муж, что вселяет надежду на возможный отпуск для Пьетро и Жанны. В 2007 году у них сгорел дом, и с тех пор, пока не достроят новый, супруги живут во временном на территории фермы. В 2013 году неудачей закончилась попытка расширения бизнеса. В 180 км от Медного супруги Мацца купили хозяйство, главной ценностью которого были 1000 коров. Местное население встретило новых собственников в штыки. «Они нас просто ненавидели, — вспоминает Жанна. — Обвиняли во всех грехах, писали депеши, заливали ферму, поджигали, вредили животным». Война длилась полтора года, и когда стало понятно, что мира не достичь, супруги свернули этот бизнес и вывезли оставшихся 400 коров в свой район. В целом по Тверской области поголовье крупнорогатого скота упало с 2005 года в 2,3 раза, до 106 200 голов в 2017 году.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дорога в никуда Дорога в никуда

Чем обернулся проект строительства скоростной железной дороги в Калифорнии

Forbes
«Важно запасть в душу потребителю» «Важно запасть в душу потребителю»

Как государство поддерживает экспортеров

Эксперт
Сила вредных привычек Сила вредных привычек

Как табачные короли Игорь Кесаев и Сергей Кациев стали алкогольными магнатами

Forbes
Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол

Саша Золотовицкий — о том, в чем разница между абсурдом и безумием в театре

Ведомости
Сын за отца Сын за отца

Что происходит с активами Владимира Когана после его болезни

Forbes
Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать

Бесплатные приложения-планировщики: чем отличаются и какое стоит попробовать?

Inc.
Поколение Y Поколение Y

Первый российский рейтинг «30 до 30»

Forbes
Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы

Почему зумеры выбирают вместо корпоративной стабильности предпринимательство?

Forbes
Желтый полиэтиленовый пакет Желтый полиэтиленовый пакет

Что Чичваркин вывез из России в Лондон в крепком желтом пакете «Евросети»

Forbes
Инвесторы стали избирательнее и осторожнее Инвесторы стали избирательнее и осторожнее

Агробизнес продолжает планировать инвестиции в развитие

Агроинвестор
Бычий рынок Бычий рынок

Братья Линники с помощью государства создали продовольственный холдинг

Forbes
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
Родное плечо Родное плечо

Александр Колобов провел свою сеть «Шоколадница» через все кризисы

Forbes
Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах

Почему бы не заняться разбором гардероба прямо сейчас?

Правила жизни
Мобильный банкир Мобильный банкир

Основатель Revolut Николай Сторонский предрекает смерть традиционных банков

Forbes
Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется» Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется»

Ее взлет в кино был ярким и мощным, а годы в профессии — разными, трудными...

Караван историй
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Как Сергей Гордеев управляет крупнейшей строительной компанией России

Forbes
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
Ручная сборка Ручная сборка

Сервис доставки продуктов Instamart стал прибыльным, скопировав модель Instacart

Forbes
Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста

Крайне необычный варианты гастрономической пары к пиву

Maxim
Российские слоны и тигры Российские слоны и тигры

Что изобрели в СССР, история Чернобыльской катастрофы и как воруют в России

Forbes
Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями

Люди плохо представляют, сколько они на самом деле спят

ТехИнсайдер
От спроса к предложению От спроса к предложению

В 2018 году обозначился поворот в направлении экономики предложения

Forbes
Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели

Bed rotting: обычная лень или способ восстановить силы?

Forbes
Эволюция капитализма Эволюция капитализма

Могут ли появиться новые миллиардеры в России

Forbes
Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы

Волонтерские программы в России: от Камчатки до Санкт-Петербурга

Forbes
Счастье в будущем Счастье в будущем

Автоматизация процессов и «человеческая аналитика»

Forbes
Зеленый доктор Зеленый доктор

Чем больше «травы» – тем меньше вес

Лиза
Вкус Сибири Вкус Сибири

Филолог из Новосибирска построил ресторанный бизнес с выручкой 2,8 млрд рублей

Forbes
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
Открыть в приложении