Налог на неравенство
Почему 130 стран мира хотят уменьшить прибыль крупных корпораций.
Вопрос увеличения налогов на корпорации сейчас обсуждается во всем мире. Соглашение о минимальном размере такого налога, которого недавно достигли 130 государств, — только часть общей тенденции, способной привести к заметной перестройке всей налоговой системы и структуры государственных доходов многих стран. Причин растущего внимания именно к корпоративному налогу несколько. Это и политические факторы, и технологические, и новые результаты научных исследований.
Гонка за льготами
Сегодня основные налоги в развитых странах — это налоги на труд (включая взносы в социальные фонды) и потребление, которые в разы превышают налоги на капитал. Из последних основной — налог на корпорации (наряду с налогами на имущество, наследство, доходы от капитала). Так, в странах ОЭСР налоги на труд составляют 17% ВВП, налоги на товары и услуги — 11% ВВП, а налог на прибыль корпораций — всего лишь чуть более 3% ВВП.
Корпоративные налоги остаются на относительно низких уровнях по нескольким причинам. Прежде всего, капитал — один из наиболее мобильных факторов производства, так что увеличение налогов может привести к его быстрому оттоку. В результате у отдельных стран и регионов возникает искушение снизить ставку налога и тем самым переманить капитал у других юрисдикций. Проблема заключается в том, что, когда подобное искушение есть у всех, это ведет к гонке налоговых льгот и других условий благоприятствования, которые в итоге приводят к неэффективно низкому уровню налогов во всех конкурирующих странах и регионах. Кроме того, это позволяет крупным мультинациональным корпорациям снижать налоги за счет искусственного переноса прибыли между странами, где они работают.