Рыба / Норебо
Морской бой
Бывшие друзья, основатели крупнейшего рыбопромышленного холдинга делят бизнес.
Каждый год в одну из январских ночей жители Мурманска собираются на сопках, с которых открывается вид на город: унылые панельные дома и вереницы портовых кранов вдоль берега Кольского залива. Мурманчане ждут, когда над горизонтом на несколько минут появится солнце — конец полярной ночи, длящейся с декабря. А с наступлением лета город вымирает — свои 52-дневные северные отпуска жители города за полярным кругом стараются проводить на юге. Не видно в порту и рыболовецких судов. Говорят, траулеры редко наведываются в Мурманск, суда чаще находятся в норвежских портах, где отгружают улов и ремонтируются.
Иначе выглядели причалы города в начале 1990-х. После распада СССР рыбная отрасль была приватизирована, рыбодобывающие суда достались частным лицам, швартовались в Мурманске и простаивали без работы. Такую картину наблюдали выпускники мурманской мореходки Виталий Орлов и Александр Тугушев. Через 20 лет приятели построили крупнейшую рыболовецкую компанию «Норебо», но потом стали врагами. Последняя встреча Орлова и Тугушева состоялась в мае 2017 года в Москве на очной ставке в кабинете следователя по УВД ЮАО. Вне стен кабинета бывшие друзья общаются через адвокатов. Орлов (№133 в списке Forbes, $800 млн) обвиняет Тугушева в вымогательстве, а тот утверждает, что бывший партнер похитил его долю в «Норебо».
Швед, Норвегия, колхозы
Осенью 1999 года Александр Тугушев зарегистрировал в Архангельске рыболовецкую компанию «Согра» и сразу же столкнулся с местными бандитами. На контакт с ними Тугушев не пошел и однажды утром нашел свою машину сгоревшей дотла. Потом избили гендиректора «Согры», он попал в реанимацию. Отношения с криминальными структурами со временем удалось урегулировать, но Тугушев все равно думал перевезти свою семью за границу, где уже жили его будущие партнеры по рыбному бизнесу Магнус Рот и Виталий Орлов.
С Орловым Тугушев подружился еще во время учебы в мореходке в конце 1980-х. В 1993 году Орлов устроился на работу в мурманское представительство шведской фирмы Scansea. Одним из основателей этой компании, скупавшей рыбу у российских рыбаков, был отставной офицер Магнус Рот, в 1996 году швед предложил Орлову переехать в норвежский офис Scansea. Тугушев к тому времени основал несколько рыболовецких предприятий (одна из его компаний, «Карат», продавала рыбу той же Scansea) и одновременно работал вице-президентом крупнейшей рыболовецкой компании Северного бассейна «Мурманский траловый флот».
В 1997-м Орлов и Рот ушли из Scansea и основали в норвежском Дробаке компанию Ocean Trawlers. Тугушева пригласили в партнерство. По трети в капитале Ocean Trawlers получили Рот, Орлов и офшор Tiffin. Сегодня Тугушев пытается доказать, что Tiffin представлял его интересы, а в Дробаке партнеры подписали понятийное соглашение о совместном бизнесе. Почему Тугушев не стал официальным акционером? Он объясняет это «требованиями времени».
Тугушев продавал Ocean Trawlers рыбу своих компаний и убеждал делать то же самое мурманских рыбаков. «Рыбный бизнес во многом держится на личных отношениях, — рассказывает он. — Если с человеком не обсудить вопрос за одним столом, убедить его продать рыбу не получится». Помимо хороших отношений с Тугушевым у рыбаков был и производственный интерес — Ocean Trawlers поставляла в Россию подержанные норвежские траулеры. «В советское время отрасль была дотационной, добывающие предприятия, по сути, были операторами судов, которые для них строил Минрыбхоз, — рассказывает Валентин Балашов, предправления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна. — Когда СССР развалился, ситуация стала тяжелая — и с флотом, и с деньгами. На этом сыграли Орлов и Тугушев, когда начали поставлять рыбакам суда в обмен на рыбу».
Первое такое судно в 1998 году получила «Согра» Тугушева — это был 20-летний траулер Ole Saetermer, переименованный в «Изумруд». Всего в Россию было поставлено 15 кораблей. Орлов рассказывал в одном из интервью, что Ocean Trawlers позволял российским рыбакам избавиться от зависимости от рыбоперерабатывающих норвежских заводов, так как траулеры были оборудованы цехами по переработке рыбы на борту. По словам Магнуса Рота, стоимость килограмма свежей рыбы составляла шесть норвежских крон, переработанной — уже 10–12 крон.
Случались и скандалы. В 2002 году объединение рыболовецких колхозов Архангельской области получило от Ocean Trawlers в лизинг судно «Сапфир-2». Через два года, в 2004-м, зампредседателя колхоза «Красное знамя» Вадим Худяков обвинил Игоря Заику, главу колхоза им. Калинина и приятеля Тугушева и Орлова, в том, что тот распродал все суда объединения, чтобы возить улов на «Сапфире-2». При этом рыбу продавали по цене ниже рыночной, а вся прибыль якобы выводилась за границу через Ocean Trawlers. Тем не менее для партнеров все складывалось наилучшим образом, они вошли в число крупнейших поставщиков белой рыбы (минтай, треска и пикша) в России. В 2001 году российский бизнес партнеров был объединен в компанию «Альмор Атлантика», в ее капитал внесли акции «Карата», «Согры» и других предприятий Тугушева, часть из них принадлежала ему, часть была оформлена на его бывших однокурсников. Тугушеву принадлежало 25% «Альмор Атлантики», Ocean Trawlers через «Норебо инвест» — 51%. Между тем Тугушев готовился примерить костюм московского чиновника.