Меню воздействия
Инвесторы, филантропы, благотворительные фонды, стартапы нуждаются в понятном руководстве, как создавать реальные импакт-проекты.
Российский миллиардер Роман Авдеев усыновил 19 детей-сирот, разочаровавшись в попытках помочь детским домам. Тара Винклер, соучредитель Детского фонда Камбоджи, закрыла приют, который она сама же создала в этой стране, вернула детей родителям (они, к удивлению, оказались живы) и переориентировалась на помощь семьям. Оба пришли к выводу, что детям лучше помогать в семьях, а не в детских домах. К тому же выводу пришли исследователи. В итоге Тара Винклер написала книгу «Как (не) создавать детский дом: советы женщины, которая это сделала».
Морган Саймон, соучредитель Transform Finance Foundation, разочаровалась в «неправильном» импакт-инвестировании и тоже написала книгу «Реальный импакт: новая экономика социальных изменений». Один из ее примеров — про микрофинансирование, кредиты на развитие малого бизнеса. Долгое время оно было гордостью устойчивого развития, но потом установили, что микрофинансирование не способствует ликвидации нищеты и даже чем-то похоже на вредную практику payday loans (выдачу ссуд до получки под высокие проценты). Между тем 73% импакт-инвесторов считают «достойную работу и экономический рост» импактом, по данным ежегодного обзора Global Impact Investing Network (GIIN). Это цель ООН №8 в области устойчивого развития, и если применять ее буквально, даже большинство не имеющих импактного наполнения проектов могут претендовать на ее достижение.
Эти истории и статистика демонстрируют, что и филантропы, и импакт-инвесторы зачастую обречены на неэффективное использование ресурсов. Кто-то героически находит лучший способ, как Роман и Тара, а кто-то нет. Проблема в отсутствии удобного руководства о том, как использовать средства для создания реального воздействия: рецепт импакта пока не создан.
Концепция «Пять измерений воздействия», утвержденная Impact Management Project (IMP), и ресурсы GIIN и других организаций предоставляют полезные материалы, которым импакт-инвесторы теоретически должны следовать. Но большинство им не следуют в момент принятия инвестиционного решения, а те, кто следует, все равно вряд ли заранее определят наиболее эффективный подход к сиротам или микрофинансированию, потому что такая информация обычно не сводится в удобный для инвесторов формат.
Вместо этого, согласно eжегодному обзору GIIN, большинство инвесторов просто ссылаются на цели устойчивого развития ООН (ЦУР или цели ООН) для определения задач проектов в области воздействия. Цели ООН — это универсальный призыв помогать людям и планете, но не все из них подходят для определения эффективности конкретного проекта. Технически проект может соответствовать некоторым целям ООН и классическим показателям измерения воздействия, при этом не имея ничего общего с импактом.