Космическая одиссея
Россияне и китайцы не могут инвестировать в SpaceX, но они это делают. Как им это удается и стоит ли еще вставать в очередь за акциями частной компании, отправившей человека в космос?
Тридцатого мая 2020 года в 22:22 по московскому времени компания SpaceX отправила в космос корабль Crew Dragon, ставший первым частным пилотируемым космическим кораблем в истории. Акции SpaceX на внебиржевом рынке после запуска подорожали, среди инвесторов начался ажиотаж.
«Сейчас акции на внебиржевом рынке стоят около $250, а спрос на них очень высокий — все акции, что у нас были, разобрали буквально за несколько часов», — рассказывал Forbes вскоре после запуска Crew Dragon менеджер по продажам компании United Traders. Он предложил купить акции специально под заказ, но при объеме инвестиций не менее $100 000. United Traders инвестирует в SpaceX с 2015 года, самые первые акции компания покупала по цене $143, сказал Forbes представитель компании Алексей Марков. Своих инвесторов United Traders не раскрывает, но среди них, по словам Маркова, есть и сотрудники компании.
Вообще-то россияне и китайцы не могут быть акционерами SpaceX, но все желающие запрет этот успешно обходят. «SpaceX очень внимательно следит за тем, кто напрямую входит в их список акционеров», — говорит управляющий партнер MindRock Capital Павел Черкашин. Российские инвесторы покупают не напрямую акции компании, а доли в фондах, это и позволяет обходить ограничения. «Мы не предлагаем инвесторам прямого участия в реестре акционеров, однако они получают доход от роста капитализации компании и ее последующего IPO. United Traders покупает долю в SPV через одного из своих контрагентов, все они соблюдают требования регуляторов США и компании SpaceX», — говорит Марков.
Черкашин тоже покупал долю в фонде, который уже владел акциями SpaceX: «Мы не попадаем под требование проверки инвесторов — проверка нужна для тех, кто получает право голоса или доступ к секретной информации. Нам не нужно ни то ни другое, мы покупаем чисто экономический интерес». «Компания не хочет иметь новых мелких инвесторов — ни американцев, ни иностранцев, поэтому обычно продаются не сами акции, а специальная ими владеющая компания (SPV). Тогда разрешения у компании просить не надо. У таких покупок есть определенный риск. Конечно, нужно также разбираться, акции какого класса вы покупаете, это важно, если компания не проведет IPO, а будет продана в результате сделки M&A», — говорит управляющий партнер Fort Ross Ventures Виктор Орловский. Фонд Орловского бумаги SpaceX не покупал.