Клуб несостоявшихся государств
«Пересадка» чужеродных институтов в другие страны практически всегда обречена на провал.
Молниеносный захват почти всей территории Афганистана талибами после вывода американских войск подвел черту еще под одной попыткой искусственного государственного строительства. Неудачный опыт поучителен с двух точек зрения. Во-первых, он подтверждает важность жизнеспособных государственных институтов не только для развития экономики, но и для безопасности страны. А во-вторых, демонстрирует реальный потенциал искусственной имплантации институтов из одних стран в другие.
Непередаваемые институты
В своей книге Pillars of Prosperity Тим Бесли из Лондонской экономической школы и Торстен Перссон из Стокгольмского университета подчеркивают взаимозависимость между тремя ключевыми факторами: 1) институтами, поддерживающими функционирование рыночной экономики (такими, например, как судебная система); 2) сильными государственными институтами, позволяющими собирать налоги, необходимые для работы поддерживающих рынок институтов; 3) обеспечением безопасности.
Эти факторы практически всегда идут рука об руку. Без сильных государственных институтов очень трудно построить рыночную экономику и обеспечить мирное сосуществование простых граждан или фирм. И если относительные достоинства более демократических и более авторитарных государств с точки зрения экономического роста и безопасности еще остаются предметом для дискуссий, то однозначно худшим вариантом являются «несостоявшиеся государства», в которых правительство не контролирует ситуацию в стране. Афганистан входил в их число еще до вывода американских войск, другими примерами могут служить такие страны, как Демократическая Республика Конго или Йемен. В них общество живет, по сути, в состоянии гоббсовской войны всех против всех, и люди готовы поддержать любую силу, которая обещает обеспечить хотя бы минимальный порядок. Ключевая задача построения устойчивых