И не новичкам сложно
Богатые русские все чаще сталкиваются с трудностями при покупке недвижимости в Лондоне и окрестностях
Русская тусовка довольно депрессивная. Богатые люди в основном говорят о том, какие они несчастные и как все плохо в России, но при этом все хотят вернуться обратно», — рассказывал Forbes пару лет назад сбежавший в Лондон бывший глава «Конверс групп», банкир Владимир Антонов. Перебравшийся в Великобританию в 2009 году после покушения на отца Антонов (в 2015 году он вернулся в Россию и сейчас под следствием) хорошо понимает часть русской общины в Лондоне, состоящую из банкиров и бизнесменов, столкнувшихся с проблемами на родине. Но Лондон привлекает не только беглецов — последние 20 лет состоятельные и состоявшиеся на родине русские существенно повышали спрос на местном рынке элитной недвижимости. Здесь обосновалось немало участников списка Forbes, и им вольготно на берегах не только Москвы-реки, но и Темзы.
Осенью 2007 года в лондонском бутике Hermes встретились, пожалуй, самый известный русский в опале и самый известный русский в зените славы: Борис Березовский передал Роману Абрамовичу повестку в Высокий суд Лондона. Эта тяжба закончилась фактическим разорением Березовского, весной 2013-го он был обнаружен мертвым в ванной дома бывшей жены Галины в графстве Беркшир в 40 км от Лондона (по версии следствия, он покончил жизнь самоубийством). Абрамович еще несколько лет оставался символом русских денег в Лондоне, пока в начале 2018 года у него не закончилась британская инвестиционная виза. Новую визу миллиардер так и не получил — на фоне ухудшения отношений России и Великобритании официальный Лондон ужесточил процедуру проверки соискателей. В результате Абрамович пропустил финал Кубка Англии, где играла его команда «Челси», и предпочел британской визе израильское гражданство. Бывший губернатор Чукотки не единственный, кто столкнулся с проблемами в Великобритании: на проверку отправились визы, выданные за последние годы 700 россиянам. Одновременно начал действовать закон о криминальных финансах: британские власти могут начать проверку легальности происхождения денег, если на них в стране приобретен любой актив дороже £50 000. Причем именно собственник должен доказать чистоту своих денег. Проверки идут широким фронтом и затрагивают даже тех, кто только готовится стать собственником недвижимости в Великобритании. По словам директора London Relocation Consultancy Оксаны Литман, проверки касаются даже средних по стоимости сделок, до £5 млн. «И застройщики, и продавцы, и юристы тщательно проверяют источник происхождения средств, на которые приобретается объект», — отмечает она. Все чаще российские покупатели стараются привлекать для покупки недвижимости банковские кредиты, ведь тогда отчитаться о происхождении средств очень просто. Раньше русские предпочитали наличные. «Все европейские и американские клиенты всегда привлекали финансирование, и только наши приезжали и говорили: я только с кешем», — рассказывает Литман.
Между тем российские инвестиции в лондонскую недвижимость сокращаются уже не первый год. Помимо политических сказываются и экономические причины, например девальвация 2014 года. Оксана Литман отмечает, что за последние пять-восемь лет доля русских сделок на рынке элитной лондонской недвижимости уменьшилась в разы. По данным Knight Frank, в 2014 году на покупателей из России приходилось 15% всех сделок с лондонской недвижимостью на сумму свыше £2 млн, но в 2017 году их доля рынка в структуре сделок снизилась до 7%. По словам Литман, несколько лет назад российские покупатели часто заключали сделки на £7–15 млн, сейчас средний бюджет сократился до £1–5 млн. Все русские деньги уходят из Лондона? Вовсе нет. По данным Knight Frank, в 2018 году доля русских покупок на суперпремиальном рынке лондонской недвижимости (выше £10 млн) выросла до 23%. «Месяца два назад мы удивлялись количеству заявок, и уже прошло несколько сделок стоимостью £15–20 млн, — отмечает руководитель агентства Longrad Дмитрий Закиров. — Сегмент выше £10 млн, особенно в центре Лондона, набирает обороты». Впрочем, о сделках с недвижимостью дороже £100 млн, которые раньше могли себе позволить российские миллиардеры, на рынке не слышали уже несколько лет. Forbes отобрал около 30 квартир, особняков и имений в Лондоне и его окрестностях, где в прежние годы обосновались российские бизнесмены. Для каждого объекта с помощью экспертов, работающих с недвижимостью в Лондоне, мы определили текущую стоимость, учитывая цену и дату покупки. Приведенные оценки — самые консервативные: они могут быть выше, но вряд ли ниже. «Для самой дорогой недвижимости важнейший фактор — наличие потенциальных покупателей и их желание, поэтому оценить такие объекты очень сложно», — отмечает Закиров.