Мнение / Вино
Где сажать?
… и другие вечные вопросы виноделия.
Высадившись на горе Арарат, Ной не испытывал особенных трудностей с выбором посадочного материала. Судя по всему, у него на борту ковчега была только одна лоза и именно ее он посадил на склоне священной горы, как только почувствовал под ногами твердую землю.
С тех пор ситуация изменилась. Винодел наших дней, давно познавший вкус плодов с древа познания добра и зла, неоднократно поддавшийся искушению моды и вооруженный интернетом, оказывается перед выбором между сотен сортов винограда, к тому же помноженным на доступное в его любимом питомнике число подвойных и привойных клонов. И вопрос «Что сажать?» беспокоит его мучительным творческим зудом, как только сама возможность что-нибудь посадить становится физически осуществимой.
Старая добрая система контролируемых наименований по происхождению (AOC, или Appellation d’Origine Controlee), сформировавшаяся на многовековом опыте и принятая Францией в первой половине ХХ века, была призвана избавить винодела от мыслей по поводу выбора. Она жестко предписывает нормы производства, включая выбор сорта винограда в данной винодельческой зоне, плотность посадки и максимальную урожайность. С другой стороны, потребителю эта система давала уверенность в уровне качества и стилистике вина, которое он покупал, ориентируясь на марку АОС. Но благородная по замыслу, система АОС была ограничительной по своей сути — на самом деле она в течение долгого времени оберегала французское виноделие от кризиса перепроизводства. И именно поэтому страны Нового Света, получившие импульс для развития виноделия в 1980-е годы, ее не приняли.
Свободолюбивый и гордый хозяин ранчо в одном из североамериканских штатов, отстоявший свое право на землю с револьвером на поясе, едва ли смирится с мыслью, что какой-то ученый функционер из контролирующего института указывает ему, какой сорт винограда можно, а какой нельзя сажать у ближайшего ручья.