Как премиальные предметы быта входили в жизнь подданных российской империи

ForbesИстория

Фарфоровые часы на секретере

Как премиальные предметы быта входили в жизнь подданных российской империи

Текст Максим Артемьев

0:00 /
1245.336

Вплоть до рубежа XIX–XX веков люди жили, ориентируясь на естественную смену дня и ночи. Сотни лет церковный звон, выстрел из сторожевой пушки и заводской гудок играли огромную роль в суточном распорядке большинства людей. Недаром американский философ Льюис Мамфорд считал, что именно изобретение и внедрение механических часов было ключевым событием промышленной революции, гораздо более важным, чем паровой двигатель. Механизм, по словам Мамфорда, «производивший секунды и минуты», изменил саму жизнь и понятие о времени. Недаром Джон Гаррисон, изобретший морской хронометр, получил в награду от британского Адмиралтейства £20 000 (примерно $5,5 млн в современных деньгах), настолько важным было его открытие.

Как развивалось часовое дело и другие производства предметов роскоши в Российской империи?

Локализация часов Мозера

Персональные часы очень долго были развлечением для знати. В XVI–XVII веках они служили дорогим украшением, поскольку отставание хода составляло несколько часов в день. В XVIII веке точность резко улучшилась, однако карманные часы по-прежнему оставались достоянием богатых людей, так как изготовлялись вручную и штучно. Лишь переход к массовому производству во второй половине XIX века, когда механизм стал делаться из стандартных взаимозаменяемых деталей, поспособствовал падению стоимости, но все равно для подавляющего большинства европейского населения часы оставались недоступной роскошью.

Россия на европейском рынке роскоши была одним из самых активных покупателей. Часы не составляли исключения. О распространении в России уже в начале XIX века модных часовых марок свидетельствуют строки Пушкина: «Пока недремлющий брегет / Не прозвонит ему обед». Cтоимость самых дорогих образцов от Breguet в те времена была эквивалентна 5,5 кг золота. Так что позволить себе их могли немногие. Да и в год выпускалось всего около 350 экземпляров брегетов. Об их ценности свидетельствует такой исторический факт: известная светская красавица и авантюристка Екатерина Багратион, состарившись, решила покорить молодого английского дипломата Джона Карадока, подарив ему миниатюрные часы от Breguet. Англичанин женился на ней, но вскоре неравный брак распался, и часы в итоге выкупил банкир Натан Ротшильд. В наши дни они были проданы на аукционе за $300 000.

Часы были важной частью российского импорта. Уже между 1780 и 1790 годом ввозилось до 2000 часов в год примерно на 12 000 рублей. Ввоз все время увеличивался, в 1851–1853 годах он составил 741 000 рублей.

Чтобы быть ближе к покупателям, иные европейские часовщики переезжали в Россию и открывали здесь свое дело. Так поступил Иоганн Генрих Мозер. Он родился в швейцарском городе Шаффхаузене в семье часового мастера. По обычаю тех лет он рано покинул родной дом и путешествовал по стране, набираясь опыта у разных мастеров. У молодого, но честолюбивого человека было ясное понимание, что счастья надо искать в далеком краю — на родине на быстрый взлет он рассчитывать не мог ввиду высокой конкуренции. Мозер выбрал Россию.

В 1820-х годах он обосновался в Санкт-Петербурге, но вскоре открыл представительство своей фирмы в Москве и имел лавку на Нижегородской ярмарке. Поскольку нужных специалистов в России не было, он пошел по пути, которым следовали затем и другие российские часовщики. Мозер заказывал часовые детали в Швейцарии, а сборку осуществлял в России, где мог учитывать пожелания клиентов по отделке изделий. К тому же таможенные пошлины на импорт готовых часов были в несколько раз выше, чем на ввоз деталей, — правительство стимулировало отечественное производство. Мозер не только производил, но и торговал оптом и в розницу, и для обеспечения своей часовой империи беспрестанно перемещался между Санкт-Петербургом, Москвой и Ле-Локлем, городком в Швейцарии, где у него была фабрика часовых механизмов.

Уже к 1829 году он счел себя достаточно разбогатевшим, чтобы в родном Шаффхаузене подать прошение на должность городского часового мастера. Но его сочли слишком молодым, и Мозер написал письмо бургомистру города с выражением недовольства: «Гром и молния! Для чего я отправился в Россию, как не для того, чтобы разбогатеть? ...Клянусь, я или вернусь из России победителем, или не вернусь никогда».

Лишь через 20 лет, в 1848-м, Мозер вернулся в Швейцарию очень богатым человеком. О размерах сколоченного им в России состояния говорит следующий факт: в 1849 году во время неурожая он смог спасти земляков от голода, закупив необходимое количество хлеба для горожан. На заработанные в России деньги Мозер даже построил плотину через Рейн — прообраз современных ГЭС. И на паях с американцем Флорентином Джонсом основал всемирно известную часовую компанию IWC, существующую и поныне.

Средств хватило и его наследникам, которые щедро занимались благотворительностью. Дети оказались незаурядными, но к бизнесу пристрастия не питали. Сын-охотник много путешествовал по России, особенно по Средней Азии, и передавал свои трофеи в европейские музеи. Одна дочь стала биологом и парапсихологом, младшая увлеклась коммунизмом, стала одной из основательниц компартии Швейцарии, которой передала все свои деньги, и под старость впала в бедность.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ставка на долголетие Ставка на долголетие

Вложения в медицину могут принести доход не только бессмертным инвесторам

Forbes
Новая искренность: как Льюис Хэмилтон стал самым успешным пилотом «Формулы-1» Новая искренность: как Льюис Хэмилтон стал самым успешным пилотом «Формулы-1»

За что все обожают Льюиса Хэмилтона?

Forbes
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Как Сергей Гордеев управляет крупнейшей строительной компанией России

Forbes
Подводные торпеды для смертников и еще 4 поразительные фотографии с войны Подводные торпеды для смертников и еще 4 поразительные фотографии с войны

Как выглядел бронепоезд изнутри и другие ретрофотографии

Maxim
Шестой элемент Шестой элемент

Для кого миллиардер Виктор Вексельберг строит инновационный центр

Forbes
«Лаборатория Касперского» допустила подачу иска против Нидерландов «Лаборатория Касперского» допустила подачу иска против Нидерландов

«Лаборатория Касперского» планирует подать иск против правительства Нидерландов

Forbes
Бессмертие в портфеле Бессмертие в портфеле

Миллиардеры инвестируют в продление жизни

Forbes
Миллиардера Дмитрия Рыболовлева задержала полиция Монако Миллиардера Дмитрия Рыболовлева задержала полиция Монако

Бизнесмена подозревают в «коррупции и торговле влиянием»

Forbes
Переток силы Переток силы

Чем полезен российский климат для развития альтернативной энергетики

Forbes
Дары с двойным дном Дары с двойным дном

Почему мы такое большое значение придаем подаркам

Psychologies
Новая игрушка Новая игрушка

Mail.ru Group намерена заработать миллиард с новым сервисом онлайн-объявлений

Forbes
Просто праздник какой-то! Просто праздник какой-то!

Сразу три парфюмерные марки отмечают юбилеи в этом году

Grazia
Медицинский интеллект Медицинский интеллект

Российский стартап на основе ИИ делает проекты с гигантами фармотрасли

Forbes
«Коррупция богатых»: в чем подозревают Дмитрия Рыболовлева «Коррупция богатых»: в чем подозревают Дмитрия Рыболовлева

Про «торговлю влиянием» в России знают немногие

Forbes
Северная доставка Северная доставка

Как компания из Архангельска стала крупнейшим игроком на рынке фудтеха

Forbes
«Элеанор Олифант в полном порядке»: отрывок из романа-бестселлера Гейл Ханимен об одиночестве на грани с социофобией «Элеанор Олифант в полном порядке»: отрывок из романа-бестселлера Гейл Ханимен об одиночестве на грани с социофобией

Отрывок из романа-бестселлера Гейл Ханимен об одиночестве на грани с социофобией

Esquire
Путь к сердцу Путь к сердцу

Компания HeartFlow инвестировала в диагностику заболеваний сердца $500млн

Forbes
La Fabbrica: новый ресторан «Правого берега» и Novikov Group в Ростове-на-Дону La Fabbrica: новый ресторан «Правого берега» и Novikov Group в Ростове-на-Дону

Холдинг «Правый берег» совместно с Novikov Group открыл итальянский ресторан

Cosmopolitan
Системное хозяйство Системное хозяйство

Владимир Евтушенков занял второе место в списке крупнейших латифундистов России

Forbes
В Африку гулять... В Африку гулять...

По дорогам среди дюн экстремальной Сахары

Quattroruote
Автозавтра: какими станут машины через пять лет? А через десять? Автозавтра: какими станут машины через пять лет? А через десять?

Гид по будущему автопрома

Популярная механика
Интуиция Интуиция

Иллюстраторы о том, что для них скетчбук и с чего стоит начинать новичку

Seasons of life
Операция «Антимозг» Операция «Антимозг»

О вреде умственного напряжения и творческой пользе бездумного существования

Maxim
Как будет работать финансовый супермаркет от ЦБ Как будет работать финансовый супермаркет от ЦБ

В начале 2019 года заработает пилотная версия маркетплейса

Forbes
Всегда смеющийся хрусталь Всегда смеющийся хрусталь

Сияющая парижская квартира руководительницы Baccarat Даниэлы Риккарди

Tatler
Тальони с ног до головы Тальони с ног до головы

Мария Тальони — балерина, впервые станцевавшая на пуантах

Дилетант
Божественные факты о фильмах «Догма» и «Джей и Молчаливый Боб» Божественные факты о фильмах «Догма» и «Джей и Молчаливый Боб»

Все, что ты хотел знать об упоротых народных любимцах Джее и Молчаливом Бобе

Maxim
Есть песня прямо о нас — называется «Всё» Есть песня прямо о нас — называется «Всё»

Эта пара прошла испытание огнем, водой и медными трубами

OK!
Брюс Всемогущий: жизнь замечательного Брюса Ли Брюс Всемогущий: жизнь замечательного Брюса Ли

27 ноября 1940 родился мастер кунг-фу и пример для всех — Брюс Ли.

Maxim
Тебе так можно! Тебе так можно!

До какого возраста можно целоваться на улице и одеваться так, как хочется

Лиза
Открыть в приложении