Почему жители Камчатки считают, что живут на острове?

ForbesБизнес

Это сладкое слово — Камчатка

Почему жители лучшего в России места для самоизоляции считают, что живут на острове

Текст Максим Мартемьянов

При заходе на посадку тяжеловесного Boeing-777 его подбрасывает и раскачивает из стороны в сторону. Охотский циклон разыгрывается штормом в районе Петропавловска. Весь октябрь 2020 года другой шторм, информационный, не дает Камчатке выйти из топа национальной информационной повестки. Все новые подробности и версии причин загрязнения океана будоражат соцсети. Чиновники во главе с новым губернатором края по нескольку раз в день отчитываются перед общественностью, но доверять им, кажется, никто не склонен. На второй план ушли экономические проблемы огромного полуострова с населением 313 000 человек. У 2020 года будет много эпитетов и определений. Жителям же Камчатки он подарил повышенный интерес к родному краю. Сначала, в июне, на YouTube-канале Юрия Дудя вышел фильм «Камчатка — полуостров, про который забыли», набравший более 11 млн просмотров. В октябре — отравленный океан. Кажется, забыть про Камчатку после такого уже невозможно. Фильм Дудя играл на главном контрасте региона: головокружительная природа, доступ к которой открыт немногим в силу дороговизны туризма, с одной стороны, и неухоженность Петропавловска и экономическое отставание региона — с другой. Несмотря на северные коэффициенты зарплат, 52 календарных дня отпуска, отличную экологию, жить на Камчатке непросто. Перспективы для молодежи туманны: в регионе нет полноценных представительств крупных национальных или зарубежных компаний, возможности образования ограничены несколькими филиалами федеральных вузов, жилья мало, и оно дорого, коммунальные услуги и привозные продукты питания тоже недешевы. Полуостров не связан дорогами с Чукотским автономным округом и Магаданской областью. Местные говорят: «Мы остров». Регулярное авиасообщение с соседними государствами — США, Японией, Кореей, Китаем — отсутствует. Ограничения, связанные с тем, что Камчатка является пограничной зоной и здесь базируются атомные подлодки, части ПВО и противолодочной авиации, затрудняют вход для иностранных инвесторов и мешают развитию туризма.

В Петропавловске-Камчатском сконцентрировано большинство жителей Камчатки, около 150 000. На соседние Елизово и Вилючинск приходится еще 70 000 из 313 000 человек

Сонный Клондайк

Плотность населения на полуострове 0,7 человека на 1 кв. км, это в 13 раз ниже, чем в целом по России. Ежегодно Камчатку покидают около 1000 человек. «Отток населения плох не потому, что Камчатке нужно больше людей, — говорит в интервью Forbes губернатор Владимир Солодов. — Хотя больше людей и не помешало бы. Но это индикатор качества работы власти, индикатор качества жизни на Камчатке, которое сейчас, к сожалению, неконкурентоспособное. Уезжают лучшие и самые сильные. Это необходимо переломить, но не за счет количества, а за счет качества. Чтобы вначале стали оставаться лучшие и приезжать самые талантливые, а потом за ними потянутся все остальные».

Солодов сам приезжий, москвич, с 2015 года работает на востоке России. Несмотря на молодость (38 лет), он успел поработать заместителем полпреда Юрия Трутнева в Дальневосточном федеральном округе и на протяжении двух лет возглавлял правительство Якутии. В апреле 2020-го он был назначен врио губернатора Камчатского края, а в сентябре победил на выборах. И как сюда привезти самых талантливых? «На словах очень просто, — отвечает губернатор. — Первое — необходимо ответить на вопрос «Зачем?». Необходимо создать смысл. В двух словах его можно сформулировать так: сегодня в России Камчатка — это лучшее место для самореализации. Нас мало, и поэтому вклад каждого ощутим».

Предприниматель Тарас Шарыга чуть старше Солодова, ему сорок, и он не планирует уезжать с Камчатки. В его ярко-оранжевом джипе мы едем из аэропорта Елизово в центр Петропавловска и обсуждаем особенности местного характера. «Здесь у многих нет желания работать и зарабатывать деньги, их все устраивает, — говорит Тарас, а у него 20 лет в бизнесе за плечами. — Многие десятилетия здесь складывалась ситуация, которая не предполагала активной жизненной позиции. Понятно, что в советское время о предпринимательстве не шла речь, но то, что Камчатка всегда была ресурсным регионом, да к тому же закрытым, наложило отпечаток на жителей. Северная надбавка, премии, оплачиваемый отпуск. Многие на той или иной государственной службе. В принципе они неплохо себя чувствуют. Зачем куда-то стремиться? Камчатка — это сонный регион. Тут даже последние кризисы особо не чувствовались». Номинальная начисленная заработная плата по Камчатскому краю в 2019 году составила 79 146 рублей, в Москве, для сравнения, — 94 000 рублей, а в целом по России — 47 460 рублей.

Петропавловск не самый цветистый город на свете, но и не самый угрюмый. Жилой фонд столицы региона на 80% состоит из панельных четырехи пятиэтажек, не видавших ни капитального, ни косметического ремонта. Почти все они укреплены противосейсмическими колоннами и скобами, придерживающими дома во время землетрясений. Сейчас в городе идет программа обновления жилья. Дома утепляют, красят или закрывают декоративными панелями. На стенах появляется стрит-арт. В пасмурную погоду вид Петропавловска едва ли способен поднять настроение. Зато в солнечную Камчатка берет свое: город стоит на берегу одной из самых больших в мире бухт, Авачинской, из многих точек столицы видны заснеженные вулканы, да и в самом городе множество сопок, поросших причудливо скрученной каменной березой.

Федеральные торговые сети до Камчатки еще не дошли

Шарыга в прошлом серийный франчайзи, еще 10 лет назад под его управлением было порядка 15 магазинов. Постепенно он закрыл их все, оставив только свой первый и оригинальный магазин «Альянс», торгующий товарами для зимнего спорта. Предприниматель, всю жизнь занимавшийся экстремальными видами спорта, понял, что бизнес должен сочетаться с его увлечениями и философией. Так в Петропавловске появились магазины экстрим-брендов DC Shoes, Billabong и Quicksilver, а также кофейни глобальной сети Surf Coffee. Четыре года назад он с партнером открыл серф-школу Quiksilver на Халактырском пляже.

«Для меня Камчатка — это предпринимательский Клондайк, — говорит Шарыга. — Мы долго были закрыты и все еще догоняем, но это и есть плодородная почва для цивилизованного бизнеса. Кто готов к постоянному саморазвитию, может здесь реализоваться». Новое видение самого Тараса — социальное предпринимательство. Уже три года, как он вместе с женой Татьяной запустил бренд одежды и аксессуаров «Береги Камчатку». Пять процентов от стоимости каждой проданной вещи супруги переводят на природоохранные проекты. За неполных три года собрали 1,7 млн рублей. Тарас называет это «планетарным налогом» за пользование природой: «Это пока немного, знаю. Но это масштабируемый бизнес, который должен со временем перейти в другие регионы и стать брендом «Береги», к которому можно подставить любую область. Через пять лет ежемесячный платеж «планетарного налога» будет составлять миллион рублей», — говорит Шарыга.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Грузите лимоны бочками Грузите лимоны бочками

Как программист из Ульяновска стал совладельцем американской студии графики

Forbes
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
IPO с нулевой суммой IPO с нулевой суммой

Кто платит за праздник доходностей на рынке первичных размещений

Forbes
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Северная надбавка Северная надбавка

Спустя пять лет Владимир Потанин вновь занял первое место в списке Forbes

Forbes
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Новые марки, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Трагическое наследство Трагическое наследство

Как Катерина Босов оказалась втянутой в борьбу за активы мужа

Forbes
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Работа не на дядю Работа не на дядю

Как Наум Бабаев создал компанию «Дамате», крупнейшего производителя индейки

Forbes
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
В городской тиши В городской тиши

Как можно улучшить город, пока он на карантине

Forbes
Глобальные идеи Си Глобальные идеи Си

Российские ученые разобрали идеологическое развитие в КНР

Ведомости
«Черкизово». Наследники. Алтай «Черкизово». Наследники. Алтай

Почему Игорь Бабаев отдал весь свой бизнес сыновьям

Forbes
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
«Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять» «Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять»

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов о цифровизации образования и вузах будущего

Forbes
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Gram против доллара Gram против доллара

Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам закрыла проект Павла Дурова TON

Forbes
Скоро на экранах Скоро на экранах

Кем могли бы стать молодые актеры, если бы выбрали другую профессию?

Grazia
Мировой уровень Мировой уровень

Пять глобальных предпринимателей из России, известных далеко за пределами Рунета

Forbes
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Ключевые решения Ключевые решения

Сын владельца «Ташира» возглавил в холдинге отца направление жилой недвижимости

Forbes
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Кодный магазин Кодный магазин

Программист из Ульяновска построил компанию стоимостью $100 млн

Forbes
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Тайны брянского Лас-Вегаса Тайны брянского Лас-Вегаса

Кто стоит за самым загадочным букмекером на российском рынке

Forbes
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Открыть в приложении