Почему жители Камчатки считают, что живут на острове?

ForbesБизнес

Это сладкое слово — Камчатка

Почему жители лучшего в России места для самоизоляции считают, что живут на острове

Текст Максим Мартемьянов

При заходе на посадку тяжеловесного Boeing-777 его подбрасывает и раскачивает из стороны в сторону. Охотский циклон разыгрывается штормом в районе Петропавловска. Весь октябрь 2020 года другой шторм, информационный, не дает Камчатке выйти из топа национальной информационной повестки. Все новые подробности и версии причин загрязнения океана будоражат соцсети. Чиновники во главе с новым губернатором края по нескольку раз в день отчитываются перед общественностью, но доверять им, кажется, никто не склонен. На второй план ушли экономические проблемы огромного полуострова с населением 313 000 человек. У 2020 года будет много эпитетов и определений. Жителям же Камчатки он подарил повышенный интерес к родному краю. Сначала, в июне, на YouTube-канале Юрия Дудя вышел фильм «Камчатка — полуостров, про который забыли», набравший более 11 млн просмотров. В октябре — отравленный океан. Кажется, забыть про Камчатку после такого уже невозможно. Фильм Дудя играл на главном контрасте региона: головокружительная природа, доступ к которой открыт немногим в силу дороговизны туризма, с одной стороны, и неухоженность Петропавловска и экономическое отставание региона — с другой. Несмотря на северные коэффициенты зарплат, 52 календарных дня отпуска, отличную экологию, жить на Камчатке непросто. Перспективы для молодежи туманны: в регионе нет полноценных представительств крупных национальных или зарубежных компаний, возможности образования ограничены несколькими филиалами федеральных вузов, жилья мало, и оно дорого, коммунальные услуги и привозные продукты питания тоже недешевы. Полуостров не связан дорогами с Чукотским автономным округом и Магаданской областью. Местные говорят: «Мы остров». Регулярное авиасообщение с соседними государствами — США, Японией, Кореей, Китаем — отсутствует. Ограничения, связанные с тем, что Камчатка является пограничной зоной и здесь базируются атомные подлодки, части ПВО и противолодочной авиации, затрудняют вход для иностранных инвесторов и мешают развитию туризма.

В Петропавловске-Камчатском сконцентрировано большинство жителей Камчатки, около 150 000. На соседние Елизово и Вилючинск приходится еще 70 000 из 313 000 человек

Сонный Клондайк

Плотность населения на полуострове 0,7 человека на 1 кв. км, это в 13 раз ниже, чем в целом по России. Ежегодно Камчатку покидают около 1000 человек. «Отток населения плох не потому, что Камчатке нужно больше людей, — говорит в интервью Forbes губернатор Владимир Солодов. — Хотя больше людей и не помешало бы. Но это индикатор качества работы власти, индикатор качества жизни на Камчатке, которое сейчас, к сожалению, неконкурентоспособное. Уезжают лучшие и самые сильные. Это необходимо переломить, но не за счет количества, а за счет качества. Чтобы вначале стали оставаться лучшие и приезжать самые талантливые, а потом за ними потянутся все остальные».

Солодов сам приезжий, москвич, с 2015 года работает на востоке России. Несмотря на молодость (38 лет), он успел поработать заместителем полпреда Юрия Трутнева в Дальневосточном федеральном округе и на протяжении двух лет возглавлял правительство Якутии. В апреле 2020-го он был назначен врио губернатора Камчатского края, а в сентябре победил на выборах. И как сюда привезти самых талантливых? «На словах очень просто, — отвечает губернатор. — Первое — необходимо ответить на вопрос «Зачем?». Необходимо создать смысл. В двух словах его можно сформулировать так: сегодня в России Камчатка — это лучшее место для самореализации. Нас мало, и поэтому вклад каждого ощутим».

Предприниматель Тарас Шарыга чуть старше Солодова, ему сорок, и он не планирует уезжать с Камчатки. В его ярко-оранжевом джипе мы едем из аэропорта Елизово в центр Петропавловска и обсуждаем особенности местного характера. «Здесь у многих нет желания работать и зарабатывать деньги, их все устраивает, — говорит Тарас, а у него 20 лет в бизнесе за плечами. — Многие десятилетия здесь складывалась ситуация, которая не предполагала активной жизненной позиции. Понятно, что в советское время о предпринимательстве не шла речь, но то, что Камчатка всегда была ресурсным регионом, да к тому же закрытым, наложило отпечаток на жителей. Северная надбавка, премии, оплачиваемый отпуск. Многие на той или иной государственной службе. В принципе они неплохо себя чувствуют. Зачем куда-то стремиться? Камчатка — это сонный регион. Тут даже последние кризисы особо не чувствовались». Номинальная начисленная заработная плата по Камчатскому краю в 2019 году составила 79 146 рублей, в Москве, для сравнения, — 94 000 рублей, а в целом по России — 47 460 рублей.

Петропавловск не самый цветистый город на свете, но и не самый угрюмый. Жилой фонд столицы региона на 80% состоит из панельных четырехи пятиэтажек, не видавших ни капитального, ни косметического ремонта. Почти все они укреплены противосейсмическими колоннами и скобами, придерживающими дома во время землетрясений. Сейчас в городе идет программа обновления жилья. Дома утепляют, красят или закрывают декоративными панелями. На стенах появляется стрит-арт. В пасмурную погоду вид Петропавловска едва ли способен поднять настроение. Зато в солнечную Камчатка берет свое: город стоит на берегу одной из самых больших в мире бухт, Авачинской, из многих точек столицы видны заснеженные вулканы, да и в самом городе множество сопок, поросших причудливо скрученной каменной березой.

Федеральные торговые сети до Камчатки еще не дошли

Шарыга в прошлом серийный франчайзи, еще 10 лет назад под его управлением было порядка 15 магазинов. Постепенно он закрыл их все, оставив только свой первый и оригинальный магазин «Альянс», торгующий товарами для зимнего спорта. Предприниматель, всю жизнь занимавшийся экстремальными видами спорта, понял, что бизнес должен сочетаться с его увлечениями и философией. Так в Петропавловске появились магазины экстрим-брендов DC Shoes, Billabong и Quicksilver, а также кофейни глобальной сети Surf Coffee. Четыре года назад он с партнером открыл серф-школу Quiksilver на Халактырском пляже.

«Для меня Камчатка — это предпринимательский Клондайк, — говорит Шарыга. — Мы долго были закрыты и все еще догоняем, но это и есть плодородная почва для цивилизованного бизнеса. Кто готов к постоянному саморазвитию, может здесь реализоваться». Новое видение самого Тараса — социальное предпринимательство. Уже три года, как он вместе с женой Татьяной запустил бренд одежды и аксессуаров «Береги Камчатку». Пять процентов от стоимости каждой проданной вещи супруги переводят на природоохранные проекты. За неполных три года собрали 1,7 млн рублей. Тарас называет это «планетарным налогом» за пользование природой: «Это пока немного, знаю. Но это масштабируемый бизнес, который должен со временем перейти в другие регионы и стать брендом «Береги», к которому можно подставить любую область. Через пять лет ежемесячный платеж «планетарного налога» будет составлять миллион рублей», — говорит Шарыга.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Снова в школы Снова в школы

Для чего и кому нужна глобальная реформа МГУ

Forbes
Микробиологи разобрались в ферментации элитных какао-бобов Микробиологи разобрались в ферментации элитных какао-бобов

Исследователи описали состав микроорганизмов, участвующих в ферментации какао

N+1
100 лучших вузов 100 лучших вузов

Рейтинг впервые возглавила Высшая школа экономики

Forbes
От пустырей к благоустроенным кварталам От пустырей к благоустроенным кварталам

В Москве уничтожают пустыри и превращают их в новые зоны комфорта

Ведомости
Путешествуем дома Путешествуем дома

Как государства сопротивляются краху туристической отрасли

Forbes
Почему свистит ремень генератора и как его проверить Почему свистит ремень генератора и как его проверить

Свистит ремень генератора: что делать и как проверить

РБК
Груз платформы Груз платформы

Павел Дуров: бизнесмен, который бросил вызов мировому господству доллара

Forbes
Разработаны методы генного редактирование смертельно опасных заболеваний мозга Разработаны методы генного редактирование смертельно опасных заболеваний мозга

Ученые успешно применили технологии генного редактирования для коррекции мутаций

ТехИнсайдер
Дресс-код доступа Дресс-код доступа

Как теперь понять, по какой «одежке» встречают в приличном обществе

Forbes
Няня для хвостатого: спрос на услуги по уходу за животными вырос на 162% Няня для хвостатого: спрос на услуги по уходу за животными вырос на 162%

Категория «Уход за животными» стала самой быстрорастущей на рынке услуг

Forbes
Рейтинг рантье Рейтинг рантье

Рынок коммерческой недвижимости оживает

Forbes
Актриса-фейерверк Актриса-фейерверк

Полина Максимова снимается в кино уже двадцать лет — с шестнадцати

OK!
Сообразим на троих Сообразим на троих

Сергей Студенников в одиночку создал гигантскую сеть «Красное & Белое»

Forbes
Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин

Все случаи, следствием которых может стать медленная зарядка аккумулятора

CHIP
Заклятие «Массандры» Заклятие «Массандры»

Хозяйству на Южном берегу Крыма нужна новая идеология развития

Forbes
Жизнь и любовь Александра Митты Жизнь и любовь Александра Митты

В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве

Коллекция. Караван историй
Увидеть возможности Увидеть возможности

Малоизвестные истории о том, как общество реагирует на новые ситуации

Forbes
В сосновом бору В сосновом бору

Настоящий гимн природе в интерьере загородного дома в пригороде Новосибирска

SALON-Interior
Цена вопросов — $12 млрд Цена вопросов — $12 млрд

Chegg стала самой дорогой компанией США в области образовательных технологий

Forbes
Дэвид Хокни: большой всплеск Дэвид Хокни: большой всплеск

В 88 лет Дэвид Хокни сумел остаться актуальным в XXI веке

Монокль
Великий и сбежавший Великий и сбежавший

Бывший глава Renault Карлос Гон снова готовится покорить мир

Forbes
Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства

Кто страдает от отключений интернета и как бизнесу адаптироваться к этому

Inc.
Кодный магазин Кодный магазин

Программист из Ульяновска построил компанию стоимостью $100 млн

Forbes
Минута славы Минута славы

Как снимать в путешествиях видео, которые станут популярными в соцсетях

Лиза
Грузите лимоны бочками Грузите лимоны бочками

Как программист из Ульяновска стал совладельцем американской студии графики

Forbes
Искусство момента и вечности Искусство момента и вечности

Книги об истории и философии искусства, о вдохновленных и вдохновлявшем

Weekend
«Черкизово». Наследники. Алтай «Черкизово». Наследники. Алтай

Почему Игорь Бабаев отдал весь свой бизнес сыновьям

Forbes
Почему Хэнк Муди — главный антигерой поколения? Почему Хэнк Муди — главный антигерой поколения?

Кого и зачем сыграл Дэвид Духовны в «Californication»

Weekend
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Новые марки, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Заповедные нравы Заповедные нравы

«В глуши»: сериал на тему «человеческая дикость на фоне дикой природы»

Weekend
Открыть в приложении