Русский павильон в венецианских садах Джардини до сих пор привлекает внимание

ForbesКультура

Ярмарка тщеславия

Русский павильон в венецианских садах Джардини и через 100 лет после постройки привлекает внимание богатейших предпринимателей России.

Текст Яна Жиляева

Двадцать первого мая 2021 года в Венеции в садах Джардини должна открыться Венецианская архитектурная биеннале, самая представительная выставка в мире, которую нередко сравнивают с Олимпийскими играми в искусстве и архитектуре. Россия представляет, пожалуй, самый смелый и неординарный проект выставки в обновленном национальном павильоне авторства архитектора Щусева, который полностью оплатил миллиардер Леонид Михельсон.

Россия в борьбе за лидерство в современном искусстве

Двадцать девятое апреля 1914 года. «Санкт-Петербургский курьер» рапортует об открытии павильона России в венецианских садах Джардини: «Построен он архитектором Щусевым в русском стиле XVIII века. Сперва казалось странным перенесение такого стиля на венецианскую почву, хотя она и привыкла к пестроте. Возникало опасение, что наш павильон не будет гармонировать с пейзажем. На самом деле этого нет. Павильон уютно прячется между громадными деревьями, густая зелень которых образует для него вполне подходящие фон и рамку. Архитектурные линии просты, ясны, нет ничего лишнего, а серо-синеватая окраска стен приятна по тону. Когда после него переходишь к павильону других наций, то разница в художественном облике сразу бросается в глаза, ибо наш павильон — это стильная постройка, говорящая об определенной национальности, меж тем как другие — или невыносимо раззолоченные бонбоньерки... или просто кирпичные ящики...»

Россия решилась создать свой павильон, впечатленная размахом венецианской выставки, где национальные экспозиции стран-участниц выглядели как сборные команды на олимпийских состязаниях. На волне успеха выставки 1907 года, организованной Сергеем Дягилевым, где Борис Кустодиев получил золотую медаль (по-прежнему самая высокая награда, завоеванная российским художником на биеннале в Венеции), россияне чувствовали себя фаворитами. Так следом за Бельгией, Германией, Великобританией, Венгрией, Францией, Швецией в садах Джардини появился российский национальный павильон. Он стал первым не временным, а постоянным выставочным пространством России за границей. Открывать его приехала великая княгиня Мария Павловна, глава Академии художеств. Николай II прислал приветственную телеграмму: «Я принимаю живейшее участие в открытии русского павильона». Церемония открытия павильона России 29 апреля 1914 года вошла в историю выставки как «самое важное событие довоенного периода». Впрочем, если бы не участие мецената, промышленника и коллекционера Богдана Ханенко, который оплатил и императорский банкет, и сувениры, и хор певчих из Флоренции, и сам павильон, ничего подобного в садах Джардини не произошло бы.

На заседании Императорской Академии художеств 24 сентября 1912 года, где слушался вопрос о павильоне в Венеции, были озвучены цифры ожидаемых расходов: 21 000–25 000 рублей на строительство, траты на перевозку, страховку работ, устройство выставки, охрану и персонал — 30 000–35 000 рублей. Такими средствами академия не располагала. Большинством голосов (19 против 4) собрание проголосовало против строительства. Но вмешался почетный член академии Богдан Иванович Ханенко. 20 января 1913 года Ханенко писал конференц-секретарю Академии художеств Лобойкову: «Обдумав всесторонне вопрос об обеспечении скорейшей постройки в Венеции желательного для Ее Императорского Высочества Русского павильона и придя к заключению, что детальные соображения и обсуждения (от которых столько гибнет благих начинаний)... оттянули бы... осуществление... я остановился на решении предоставить немедленно в распоряжение Ее Императорского Высочества максимальную сумму, в которую может обойтись постройка павильона». На следующий день Богдан Ханенко пожертвовал 21 000 рублей на сооружение павильона, а 10 000 рублей — «в качестве капитала, проценты с коего употреблять бы на необходимые расходы по охране имеющего быть воздвигнутым здания». То есть меценат не только оплатил строительство, но и учредил эндаумент-фонд для содержания павильона. 24 апреля 1913 года заказ на составление проекта русского павильона был поручен академику-архитектору Алексею Щусеву. Уже 11 мая Щусев представил два эскиза павильона: в неоклассическом стиле русского паркового павильона конца XVIII — начала XIX веков и в неорусском стиле, асимметричный, с разницей в фактуре двух этажей, с высокой пирамидальной крышей, живописным силуэтом, учитывающим особенности участка в садах Джардини, интенсивного зеленого цвета с белыми контрастными деталями. Великая княгиня утвердила эскиз в русском стиле. Щусеву дали два месяца на доработку проекта.

Летом архитектора ждут в Венеции, но «легкомысленный академик», пообещав выехать из Москвы не позже 12 июля, добрался до Италии лишь в конце августа, а 8 сентября уже прибыла в гондоле великая княгиня Мария Павловна на торжественную церемонию закладки русского павильона.

Строительством павильона руководил итальянский инженер-архитектор Фаусто-Финци. Из Москвы Щусев вносил в проект изменения, отказывался от парадного крыльца с одной стороны, увеличивал террасу, обращенную к лагуне, менял цвет фасада с изумрудно-зеленого на серо-синий. Но смета уже утверждена и фундамент заложен. Возмущенный архитектор пишет в Петербург, в академию: «Нельзя пороть такую горячку», и просит дополнительные средства, «иначе получится посредственная вещь, которая окончательно погубит мою репутацию». 16 января 1914 года Щусев пишет комиссару русского павильона Федору Беренштаму: «Ханенку подковать трудно, но если вы ему пообещаете гофмейстера — он даст еще 5000–6000, а то и 30 000. Надо бы и о моем иждивении подумать, распинался я и тратился все-таки». Денег от Ханенко не последовало. Щусев продолжает настаивать: «Очень опасаюсь я, что... павильон выйдет посредственным, из-за 2000–3000, которые для Ханенки — плевок». 31 января продолжает гнуть свою линию: «Бакст, по слухам, дрожит над каждой пуговкой платья, а Финци выбрасывает целые колонны, какой-то кошмар. Провал павильона нельзя допустить ни в коем случае».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

30 до 30. Социальные практики 30 до 30. Социальные практики

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Социальные практики

Forbes
Актриса-фейерверк Актриса-фейерверк

Полина Максимова снимается в кино уже двадцать лет — с шестнадцати

OK!
Нити цивилизации Нити цивилизации

Текстиль учил людей считать, подталкивал технический и социальный прогресс

Forbes
Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства

Кто страдает от отключений интернета и как бизнесу адаптироваться к этому

Inc.
«Для народа свобода не стала ценностью» «Для народа свобода не стала ценностью»

Валентин Юмашев рассказывает о своей работе с Борисом Ельциным

Forbes
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
Не в моем дворе Не в моем дворе

Как психология NIMBY привела к жилищному кризису в США

Forbes
Курьеры остались без работы Курьеры остались без работы

Почему снижается спрос на курьеров в ритейле

Ведомости
Что значит успех Что значит успех

Рубен Варданян — какие вызовы стоят перед современным человечеством?

Forbes
Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин

Все случаи, следствием которых может стать медленная зарядка аккумулятора

CHIP
Дмитрий Крутов: «Никакие инструменты не заставят вас захотеть расти и развиваться» Дмитрий Крутов: «Никакие инструменты не заставят вас захотеть расти и развиваться»

Директор Skillbox — о том, как стимулировать себя на постоянную учебу

РБК
Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43% Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43%

Употребление большого количества сахара может повысить риск развития деменции

ТехИнсайдер
Вокруг да около Лувра Вокруг да около Лувра

Все, что вы хотели бы узнать о самом знаменитом музее мира, под одним переплетом

Forbes
«Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни» «Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни»

Великие о том, как они проводили каникулы

Weekend
А дома лучше А дома лучше

История любви модели Жени Катавы и ее избранника

Tatler
Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем

Какие необычные позиции появились в российских компаниях за последние пару лет

Forbes
30 до 30. Искусство 30 до 30. Искусство

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Искусство

Forbes
Листоносы собрали падалицу Листоносы собрали падалицу

Зоологи обнаружили свидетельства, что рукокрылые подбирают пищу с земли

N+1
«Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова «Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова

Каким был путь в искусстве Карла Брюллова и как его показывают в музеях

Forbes
Мускулы крылатой машины – система управления Мускулы крылатой машины – система управления

Как пилот заставляет слушаться машину в десятки тонн, контролируя ее в воздухе?

Наука и техника
«Это место восстановления психики» «Это место восстановления психики»

Исполнительный директор Еврейского музея об инклюзии и арт-терапии

Weekend
Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании

Можно ли плавать в Apple Watch? Давайте разбираться. Нюансов здесь хватает

ТехИнсайдер
«Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние «Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние

Хотите узнать способ, благодаря которому Джеффри Эпштейннакопил свое состояние?

Forbes
Искусство детям Искусство детям

Как говорить с ребенком об искусстве, не усыпив его скучными терминами

Grazia
Посильнее фикшена и Гёте Посильнее фикшена и Гёте

Что стало с теми, кто был рядом с Анной Франк и кто такие ковбои

Weekend
Разложение и изложение Разложение и изложение

«Саван» — очередной самый неоднозначный фильм Дэвида Кроненберга

Weekend
Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре

Кто, как и зачем вакцинирует рыб в аквахозяйствах?

Наука и жизнь
Как перевезти собаку на мотоцикле и квадрицикле: 4 важных совета от кинолога Как перевезти собаку на мотоцикле и квадрицикле: 4 важных совета от кинолога

Как безопасно перевозить собаку на мотоцикле?

ТехИнсайдер
Космическая пыль в междупланетном пространстве Космическая пыль в междупланетном пространстве

Наука в годы войны: астроном Фесенков об астероидах и космической пыли

Наука и жизнь
Расписки при ДТП: как пишутся и какими бывают Расписки при ДТП: как пишутся и какими бывают

Как пишется расписка при ДТП и когда этого делать не стоит

РБК
Открыть в приложении