Акции на электромобили
Как заработать на отказе от двигателей внутреннего сгорания.
Автомобили с двигателем внутреннего сгорания постепенно уйдут в прошлое. Их продажу Норвегия запретит с 2025 года, Япония — с 2035 года, Сингапур — с 2040 года. Резко ограничить или запретить продажи таких машин собираются в Великобритании, Германии, Канаде. С 2040 года по всей Европе наступит полный запрет на продажу любых грузовиков с традиционными моторами.
В 2019 году доля электромобилей в мировых продажах машин составляла 2,5%, по итогам 2020-го она выросла почти в два раза — до 4,2%. Рост спроса на электромобили может привести к нехватке лития, так как на производство аккумулятора для электрокара необходимо в десятки раз больше металла, чем при изготовлении мелкой техники. Согласно недавнему исследованию Международного энергетического агентства (МЭА), в 2040 году спрос на литий может вырасти в 50 раз. Производители электрокаров и современных аккумуляторов, способных удерживать заряд на больших расстояниях, нуждаются также в кобальте, графите, марганце и редкоземельных элементах для их двигателей и батарей. Кобальт, например, входит в состав электродов литиевых аккумуляторов. МЭА прогнозирует рост спроса на кобальт и графит в 30 раз. Растущий спрос, конечно, будет стимулировать промышленность осваивать новые запасы полезных ископаемых, но их потенциальные источники ограничены, а процесс доставки дорогостоящий и сложный. Другими словами, мир может столкнуться с серьезной нехваткой критически важных материалов и существенным колебанием цен на них.
Вызывает опасения то, что добыча и производство этих металлов сконцентрированы на небольшой территории нескольких стран. По данным МЭА, 80% мирового кобальта поставляет Демократическая Республика Конго, 70% редкоземельных металлов — Китай (в этом сегменте работают компании China Rare Earth, MMG, Ganfeng Lithium), производство лития в основном осуществляется в Аргентине и Чили (вместе они дают почти 80% мировых поставок) и четыре страны — Аргентина, Чили, ДРК и Перу — обеспечивают большую часть меди на рынке. В последние несколько лет возможности прокатиться на тренде перехода на электрокары существенно расширились благодаря IPO таких компаний, как Tesla, Nio, Nikola Motor и других разработчиков. В то же время эти компании сейчас очень высоко оценены рынком и зависят от внешних вливаний. Кроме