Русгидро / Дод
Без прикрытия
Почему арестовали председателя совета директоров «Квадры» Евгения Дода.
Шестнадцатого ноября 2011 года вице-премьер Игорь Сечин, возглавлявший на выборах в Госдуму ставропольский список «Единой России», приехал на Ставрополье с предвыборным визитом. В программе посещения — торжественная закладка первого кубометра бетона в основание Барсучковской малой ГЭС. Сечина сопровождали председатель правления «Русгидро» Евгений Дод, ставропольский губернатор Валерий Гаевский и директор «Каскада Кубанских ГЭС» Виктор Мачеев.
У российских энергетиков есть традиция: участники торжественного мероприятия должны бросить в бетон под основание электростанции свои наручные часы — чтобы предприятие потом работало как часы. «Готовы часы свои отдать?» — спросил у Дода один из визитеров. Тот показал свои Vacheron Constantin и уверенно дал положительный ответ. «Я смеюсь: и не жалко? — вспоминает участник этого мероприятия. — А он смеется в ответ: да это же китайская подделка. Зачем надевать настоящие часы, я же знаю, что сейчас будет».
Собеседник Forbes тогда усомнился, что топ-менеджер с вознаграждением $6–7 млн в год специально надел китайские часы. Для одного из самых высокооплачиваемых энергетиков России потерять настоящие Vacheron Constantin стоимостью 1–3 млн рублей не самая большая беда.
Двадцать второго июня 2016 года Дода арестовали за выписанные самому себе чрезмерные бонусы за работу в «Русгидро». Своей вины он не признал, но моментально компенсировал ущерб в размере 73 млн рублей и сейчас находится под арестом. Forbes попытался разобраться, что случилось с бывшим протеже Анатолия Чубайса и Игоря Сечина.
Чемодан, вокзал, Петровка
На вечеринке миллиардера Михаила Прохорова в ресторане «Шатуш» в июне 2016-го в дни Петербургского экономического форума Евгений Дод был в превосходном настроении, выглядел счастливым и беззаботным. Его сопровождала белокурая спутница, новая пассия. Из Петербурга Дод на два дня поехал в Финляндию. В Москву возвращался 22 июня поездом. На перроне его встретили сотрудники Следственного комитета РФ и ФСБ. Ночь после допроса Дод провел в изоляторе временного содержания на Петровке, 38. Вечером следующего дня в Басманном суде следствие предъявило ему обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Его заключили под стражу и изъяли у него загранпаспорт с открытой шенгенской визой и полученные в Чехии водительские права.
Суть дела такова. Вознаграждение топ-менеджеров «Русгидро» зависело от финансовых результатов компании. Чтобы увеличить свои бонусы, Дод и бухгалтер Дмитрий Финкель якобы не отразили в финансовой отчетности за 2013 год бумажные убытки на 12,4 млрд рублей, возникшие от обесценения 84,39% акций «РАО ЭС Востока», 29,8% «Якутскэнерго» и 1,04% Дальневосточной энергетической компании. Тем самым Дод якобы ввел в заблуждение акционеров и заплатил себе 73,2 млн рублей лишних бонусов (общая cумма выплат составила 353,21 млн рублей, или $11 млн по курсу 2013 года). Позже в ходе многочисленных судебных заседаний статья о мошенничестве была переквалифицирована на ч. 4 ст. 160 УК РФ («Растрата или присвоение чужого имущества в особо крупном размере»).
Все произошло слишком неожиданно, недоумевает знакомый Дода. Поэтому скоро история обросла слухами и домыслами. Одни связывали произошедшее с «проблемами Прохорова». Дод возглавлял совет директоров принадлежащей миллиардеру энергетической компании «Квадра». В апреле 2016 года в «Квадре» прошли обыски. Но менеджер пришел в компанию всего за три месяца до ареста.
Другое объяснение: Дод поссорился с Сечиным. Знакомый арестованного менеджера считает, что размер всех бонусов и премий, возможно, даже завышенных, был хорошо известен Сечину — курировавшему ТЭК вице-премьеру. «Думаю, Доду разрешали выплачивать себе такие бонусы», — полагает собеседник Forbes. «Решение по премии принимает совет директоров, был внешний и внутренний аудит, Счетная палата проверяет. Все всегда соглашались с этими цифрами», — говорит еще один знакомый с Додом энергетик.