Семейные истории | Спецназ
Наследники-диверсанты
Зачем дети высших чиновников и миллиардеров идут служить в морской спецназ ГРУ.
Около полуночи 19 ноября 2009 года на окраине Женевы нетрезвый молодой человек сел за руль Lamborghini после вечеринки в баре пятизвездочного Hotel de la Reserve. Через несколько минут суперкар, мчавшийся на скорости около 150 км/ч, протаранил ехавший впереди Volkswagen Golf. Его водитель, 70-летний пенсионер из Германии, получил тяжелейшие травмы и попал в реанимацию. Еще до приезда полиции водитель-лихач Зия Бабаев выбрался из разбитой машины с помощью друзей, которых пытался обогнать, Алекпера и Сархана Исмаиловых, а также Сергея Миронова. Вместе они скрылись с места происшествия. В 2015 году Бабаева осудили на два года условно.
Гонки в Женеве повлияли на судьбу другого молодого человека из России, который в то время находился за 800 км, в резиденции Wellington College в английском Беркшире. 16-летний Евгений, сын первого вице-премьера российского правительства Игоря Шувалова, планировал после колледжа поступать в Оксфорд, рассматривал и другие российские и западные университеты, рассказывает знакомый с семьей источник. Но после «русских гонок в Швейцарии» и других скандалов с участием золотой молодежи в 2009–2010 годах его отец принял другое решение. Шувалов-старший посоветовал сыну сначала отслужить в армии, и, как выяснилось, Евгений разделял подход отца. Отказываться от предложений главы семьи у Шуваловых не принято. «Чистый домострой» — так описывала домашний уклад супруга чиновника Ольга в интервью журналу «Профиль» в 2002 году.
Военную часть для сына тоже выбрал отец. С 2008 года Шувалов курировал строительство объектов саммита АТЭС во Владивостоке и часто бывал на острове Русский. Там располагалось несколько военных частей, больше других на слуху был элитный морской спецназ Холуай (так исторически называлась бухта в южной части острова, сейчас — бухта Новый Джигит). Схожие боевые задачи выполняет основное подразделение Сил специальных операций ВМС США, известное как «морские котики» (SEAL — Sea, Air and Land). Часть, где служил Евгений Шувалов с осени 2011-го до осени 2012 года, называлась тогда 42-й РПСпН ТОФ — разведпункт специального назначения Тихоокеанского флота. В 2013 году разведпункт получил новое название, которое не раскрывается по соображениям секретности. Бойцов этой части принято называть «холуаевцы». Разведпункт находится в оперативном управлении Тихоокеанского флота ВМФ России, но подчиняется