Эсин Гюрал Аргат «Мне нравится быть в центре»
Одна из самых успешных женщин Турции Эсин Гюрал Аргат встретилась с редакционным директором Forbes Николаем Усковым, чтобы поговорить о бизнесе, женщинах и футболе.
Босфор — главная улица Стамбула. Вдоль него фасадами к воде расположены самые дорогие виллы стамбульской элиты. Наиболее престижные стоят на азиатской стороне, менее освоенной в предыдущие столетия. В респектабельных районах азиатской ривьеры, где нет ошеломительных и, увы, обычных для Стамбула социальных контрастов, цена на недвижимость в первой линии может достигать €50 млн. Но и на азиатском берегу, насколько хватает глаз, то есть до самого горизонта, уже высятся небоскребы и «человейники». Самое высокое здесь здание — новая телебашня Чамлыджа, по замыслу архитектора воплощающая в камне и стали форму звуковой волны.
Чамлыджа — единственная достопримечательность Стамбула, которую не видно с причала изысканной виллы Эсин Гюрал Аргат, одной из богатейших женщин Турции. И только потому, что она находится за спиной. Едва войдя в высокие ворота старой, как положено, деревянной стамбульской усадьбы, выкрашенной в цвет бордо, вы не в состоянии отвлечься от главного — панорамы вечного города. Все, насколько хватает взора, прямо перед тобой: Святая София, Голубая мечеть, мечеть Фатих, башня Галаты, старый султанский дворец Топкапы, новые и уже тоже состарившиеся Долмабахче и Чироган. Ажурная мечеть Ортакёй и грандиозный Босфорский мост замыкают панораму на севере. Громады неторопливых грузовых кораблей, стремительные прогулочные лодки, могучие босфорские чайки — глаз всегда найдет себе занятие.
Очень хорошо помню свою первую поезду в Турцию еще в 1990-е годы. Я тогда много путешествовал по древней Ликии, глухой провинции у моря, не освоенной туристами. И меня поразили два обстоятельства. В сонных городках побережья в кафе за стеклянными стаканчиками чая сидели исключительно мужчины. А попадавшиеся на улицах женщины напоминали встреченных Пушкиным татарок во время его путешествия в Арзрум: «Видны были у них только глаза и каблуки». Но стоило немного отъехать и оказаться на оживленных улицах любого мало-мальски крупного города, картина разительно менялась. Я почти не видел женщин даже в платках. Модные тогда мини-юбки и высокие каблуки, открытые плечи, шумные компании подружек, цедящих разноцветные коктейли, — все было, как на каннской ривьере. Это интриговало. Много лет спустя, когда повестка гендерного равноправия стала определяющей, мне захотелось разобраться в том, какой путь проделали женщины в мусульманском мире, казалось бы, совершенно мужском. Моя встреча с Эсин Гюрал Аргат — первый разговор в рамках этого проекта. Когда в 1990-е я путешествовал по Турции, Эсин уже окончила Анатолийский университет и получила магистерскую степень в Стамбульском университете по бизнесу и финансовому администрированию — неудивительный выбор для девушки из предпринимательской династии.
«Я из Анатолии. Наша компания Gürok Group была основана в 1948 году моим дедушкой. Я представляю третье поколение, мои сыновья — четвертое поколение. Компания была создана в Кютахье, нашем родном городе, и наш головной офис по-прежнему находится там, но у нас есть офисы и филиалы во многих других местах. История начиналась с бизнеса по деревообработке, который очень быстро стал крупнейшим предприятием в этой сфере. Затем мой дед решил войти в бизнес по добыче угля. Я помню эти дни, это был небольшой разрез рядом с Кютахьей, и это длилось почти 20 лет. Мой отец Реза — старший сын. И поэтому он пошел в бизнес. Реза стал еще одним основателем нашей группы, которая занялась фарфором, керамикой, стеклом, строительством. Наш бизнес по производству стеклянной посуды, сегодня под брендом LAV, был основан 25 лет назад, в 1996 году. Тогда мощности составляли скромные 60 000 т продукции в день. Сейчас мы достигли бо-лее 500 000 т в день только для столовой посуды. LAV — пятая в мире компания по объему производства в этом сегменте. Мы экспортируем нашу продукцию более чем в 130 стран, прежде всего, конечно, в Европу, но мы расширяемся теперь и в США. Недавно открыли офис в Нью-Йорке. Со временем мы добавили производство стеклянных бутылок и другой тары, в прошлом году вложились во вторую очередь производства, в этом году начали строить третью. Но еще раньше стекольного мы в 1971 году запустили туристический бизнес. Первый наш отель открылся в Кютахье, мы владеем им по сей день. В 1991 году мы открыли наш первый отель в Анталье, названный «Али-бей», то есть «мистер Али». Так звали нашего деда. Дед умер в 1985 году, поэтому, когда семья искала имя для бизнеса, решили назвать его в честь деда. В сеть входят три отеля в районе Антальи, в общей сложности на четыре тысячи номеров. Недавно мы решили распространить наш бизнес за пределы Турции. Мы выбрали Мальдивы в качестве региона, я много раз бывала на Мальдивах: кораллы, этот лазурный цвет воды меня всегда завораживали. Первый проект Joali открылся в 2018 году. В этом году заработает новый отель по соседству. Но в планах есть и третий. Мы любим вкладываться, нам нравится создавать новые вещи. Это наша культура. Сейчас в Gürok Group почти 5000 сотрудников».