Феномен Супербоула: как финал НФЛ изменил индустрию рекламы и развлечений
Финал американской Национальной футбольной лиги — глобальное спортивно-развлекательное событие, которое оказывает прямое влияние на бизнес. Попробуем разобраться, как именно
Второе Рождество для Америки
Супербоул — это финальная игра за звание чемпиона Национальной футбольной лиги (НФЛ) США. Она проводится с 1967 года, когда НФЛ и ее соперница Американская футбольная лига (АФЛ) стали одним целым.
Ажиотаж с вечеринками и другими ивентами давно поставили игру в один ряд с Олимпиадой, вручением «Оскара» или «Грэмми». НФЛ — самая прибыльная спортивная лига в США (общий доход 32 команд в 2019-м оценивался в $15,2 млрд), и Супербоул наследует эту популярность. В 2015 году трансляция финальной игры стала второй самой востребованной в истории — ее посмотрели 114,4 млн зрителей (первой остается трансляция высадки на Луну в 1969 году).
Считается, что расцвет Супербоула связан с общим развитием телевидения в США. Его просмотр постепенно стал традицией, передающейся из поколения в поколение. Сегодня событие приравнивается к неофициальному празднику, когда семьи и друзья собираются вместе, чтобы посмотреть игру с особенными рекламными роликами и музыкальными выступлениями в перерыве между таймами.
Плюс, с самого начала НФЛ позиционировала себя — и особенно Суперкубок — как уникальное американское событие. Вначале лига даже устраивала военные парады, чтобы добавить событию пышности. Сегодня игра начинается с исполнения национального гимна. Супербоул стал не только праздником спорта, но и праздником всей страны.
Рекламный инноватор
Популярность матча за Супербоул сразу привлекла внимание маркетологов, жаждущих как можно быстрее дотянуться до аудитории. В 1978 году Суперкубок превратился в постоянный элемент американской культуры. НФЛ перенесла матч на вечернее время, чтобы перерывы попадали на воскресный прайм-тайм. Отчасти для того, чтобы удовлетворить растущее число компаний, ищущих ценное рекламное пространство. В результате общее количество зрителей увеличилось на треть. Это рекорд роста аудитории и по сей день.
Такой, как мы ее знаем, реклама на Супербоуле стала в 1984 году, когда Apple представила миру компьютер Macintosh с помощью режиссера Ридли Скотта. Ролик был создан по мотивам романа-антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла, который рассказывает о мрачном будущем человечества под гнетом тоталитарного контроля.