Феномен «Белых роз»: 5 историй, которые учат видеть прекрасное даже в «плохих» вещах
Легко наслаждаться признанными шедеврами Моцарта, оценить новый оскароносный фильм и получать удовольствие от блюда в мишленовском ресторане. А что делать с вещами, которые просто так сами «не любятся»? Разбираемся, можно ли с пользой для себя полюбить плохие вещи и почему мы стремимся любить то, что нравится большинству.
Древние греки верили, что у всего есть идея. Есть вещи сломанные, плохие, в которых идея больше не живет или держится на честном слове. Степан Гаврилов, писатель и автор подкаста «Занимательная хонтология», приводит в пример 5 случаев, которые показывают: можно найти нечто прекрасное в неидеальном и даже плохом. Все это он называет «феноменом „Белых роз“».
1Японское искусство кинцуги
Кинцуги — это японская техника реставрации битой керамики. Изящную вазу разбивают, а затем аккуратно склеивают, но не сухим клеем, а лаком, смешанным с золотом. Искусство кинцуги — символ и напоминание, что любая вещь может однажды перестать быть утилитарной, удобной в использовании. Но при этом она не теряет своей красоты и значимости.
2Случай в торговом центре
Степан Гаврилов поделился случаем, который произошел с его приятелем. Тот работал охранником в торговом центре. Однажды он с коллегами заметил подозрительного мужчину, который в час пик садился на лавочку в самом укромном месте торгового центра, а затем доставал какое-то устройство, надевал наушники и закрывал глаза.
Позже выяснилось, что тот всего лишь слушал музыку. Но не просто песни и даже не свои любимые. «Если вы когда-нибудь пытались вслушаться в музыку, которая играет в торговом центре, то согласитесь, что это определенно плохая музыка, шаблонная, предсказуемая», — отмечает Степан Гаврилов в своем подкасте. Именно такую музыку и слушал тот странный мужчина.
— Я ее поймать пытаюсь, это плохая музыка.
— А зачем ты это делаешь? — спросили его.
— Плохие вещи нужно уметь любить, — ответил мужчина. — Хорошие вещи «любятся» сами.
3Региональный сюжет
«Когда-то очень давно я работал на провинциальном телевидении, — рассказывает Степан Гаврилов, — и узнал, что в одном районе города живет человек, который в своем гараже собирает пластинки от магнитных сердечников-трансформаторов».