«Fashionopolis: Цена быстрой моды и будущее одежды». Какой урон наносит планете бездумное потребление
Мы покупаем в пять раз больше одежды, чем в конце прошлого века, а к 2030 году будем покупать еще больше — всего примерно 102 тонны одежды ежегодно. Индустрия быстрой моды удовлетворяет спрос, невзирая на ущерб для экологии (загрязнение водоемов, выбросы в атмосферу и так далее) и нарушение прав человека в развивающихся странах, где в опасных для жизни условиях создается большинство вещей для крупнейших брендов. В книге «Fashionopolis: Цена быстрой моды и будущее одежды» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Екатериной Захаровой и Натальей Кияченко, журналистка Дана Томас рассказывает, почему нам необходима новая концепция моды и какие решения и технологии устойчивого развития помогут изменить производство одежды. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным выращиванию натурального индиго — растения, которое служит экологичной альтернативой синтетическим красителям, широко применяемым в производстве джинсов.
Мои голубые небеса
Заляпанные грязью ботинки выстроились у порога штаб-квартиры Stony Creek Colors, разместившейся в типовом одноэтажном доме в Гудлеттсвилле, городке в сельской местности примерно в 24 км к северу от Нэшвилла. «Сегодня утром мы были в полях», — объясняет фермер и предпринимательница Сара Беллос, закидывая на стол — дверь овина, установленную на козлы, — ноги в носках. Тридцатитрехлетняя женщина со свежим румянцем и сияющими глазами, с прямыми каштановыми волосами, убранными в непринужденный пучок, одета в серую футболку и джинсы инди-бренда Gustin из Сан-Франциско. Джинсы сделаны из денима, окрашенного ее индиго. Их васильковый цвет яркий и сияющий, словно сапфир, а ногти на руках черны от красителя.
«Поля» — это 14 га земли, которую она арендует возле Гринбрира, где десять местных фермеров, ее подрядчики, растят и холят индиго. Она помогает возделывать культуру, регулярно проверяет, как идут дела, участвует в уборке урожая и превращает листья в краситель, который продает производителям. Индиго не выращивался в США в коммерческих целях дольше столетия — с тех пор как синтетика уничтожила торговлю натуральным индиго. (Растение до сих пор понемногу разводят в Индии и Японии.) Беллос хочет это изменить.
Почти весь деним, который мы носим, — 99,99 процента — окрашен синтетическим индиго. Об одном все умалчивают: индустрия одежды осмотрительно обходит тему «Синтетический краситель “изготавливается из десятка химических веществ — включая нефть, бензол, цианид, формальдегид, — токсичных или вредных для людей”», — говорит Беллос.
Производство джинсов продолжает использовать синтетическое индиго по тем же причинам, по которым компании индустрии моды продают одежду, сшитую в потогонных мастерских.
«Экономика не для того, чтобы заботиться о людях, — говорит Беллос. — Купить бензол дешевле, чем заплатить фермеру за выращивание урожая. Загрязнение — самый дешевый способ вести бизнес».
Вместе с компанией Stony Creek Colors Беллос хочет «доказать, что более устойчивая модель может существовать и быть прибыльной».
Для человека, вознамерившегося подорвать индустрию денима и изменить состав того, что мы носим, у Беллос определенно нетипичный бэкграунд. Она выросла в Маунт-Синае, на Лонг-Айленде, «в доме 1700-х годов, расположенном в лесу». «Я играла на природе, вокруг болота или деревьев. Поэтому меня всегда интересовала окружающая среда». Ее мать была художницей. Отец изучал лесное хозяйство и плотничал.
Она училась в Корнеллском университете по специальности «природопользование». Стажировалась в Университете штата Северная Каролина — альма-матер Натали Чэнин. Первую работу получила в группе инвестиционного анализа в Вашингтоне (округ Колумбия), которая специализировалась на социальной ответственности корпораций. Однако, говорит Беллос, она «не собиралась быть аналитиком-исследователем». Ей «хотелось чего-то более вещественного и практического. Уверена, прежде чем большие компании попробуют что-то новое, небольшие компании должны доказать, что это возможно».
Она уволилась и переехала в Нэшвилл, где жила и работала художницей ее старшая сестра Алесандра. Они решили создать собственный устойчивый бизнес: Artisan Natural Dyeworks — красильню, сотрудничающую с независимыми дизайнерами, в том числе с Чэнин. Они осваивали красильное дело «по книгам, методом проб и ошибок», вспоминает Беллос. Хотя это было приятно и соответствовало зеленой идеологии, «ручное крашение не могло сдвинуть с мертвой точки то, что я считала кризисом устойчивости в нашей отрасли», говорит она. Поэтому в 2012 г. она основала компанию Stony Creek Colors, дав ей название своей фермы в 1,8 га в Вайтс-Крик на окраине Нэшвилла. Она хотела «взять лучшее» от работы по заказам — «ремесленное мастерство и открытость» — и «доказать, что это можно делать в большем масштабе».