Фактчек: 9 легенд об Александре III
Почему после Великих реформ в России наступили «заморозки»? Правда ли, что Александр III плохо говорил по-русски, но при этом ввел русский стиль? Он был так силен, что смог удержать крышу поезда? Много пил и не избегал толпы? В новом выпуске рубрики собрали легенды о главном русском императоре-реакционере

Легенда 1. Александр III плохо говорил по-русски
Вердикт: это точно не известно.
Свидетельств современников о том, как Александр III говорил по-русски, к сожалению, не сохранилось. Это значит, что, скорее всего, речь царя не отличалась от речи его окружения. При этом многие отмечали неграмотность императора. Когда Александру было восемь лет, его мать, императрица Мария Александровна, огорченная орфографическими ошибками, просила передать учителю, что пусть лучше его не учат другим предметам: главное, чтобы он выучил свой родной язык (Записки Наталии Петровны Грот об уроках ее мужа Я. К. Грота наследнику Николаю Александровичу и великому князю Александру Александровичу в 1853–1859 годах. Философский век. № 38. 2012.). Это не удивительно: великих князей, как всех детей в русских аристократических семьях, с XVIII века воспитывали иностранцы — сперва англичанки, потом швейцарцы, — а родители говорили с ними на французском. И если французский и английский язык Романовы слышали с рождения, то на русском говорили только прислуга и солдаты охраны, то есть слышали они простонародный язык. Будущему Александру III было чуть больше трех лет, когда его вместе со старшим братом Николаем начали учить молитвам и русской грамоте. Говоря по-русски, Романовы, как и все члены высшего общества, часто калькировали французские и английские фразы. Например, дочь Александра III Ксения писала: «Жалко мне ужасно за Мишку», явно переводя с английского «I am sorry for Mishka» (Из письма великой княгини Ксении Александровны княгине Александре Александровне Оболенской от 12 апреля 1935 года.), а ее сестра Ольга, рассказывая приятельнице о своем родственнике, — «масса ездит верхом» («he… rides much»).

Когда 20-летний Александр стал наследником, его новый адъютант, полковник Оттон Рихтер, пришел в ужас, узнав, что юноша едва может грамотно писать по-русски, и взялся поправить дело, насколько это было возможно до принесения присяги, которая ставила точку на уроках для наследника. После присяги он официально считался взрослым, и уроки грамоты ему были не положены. Отчасти Рихтеру это удалось: в письмах и дневнике уже взрослый Александр вполне умело выражает свои мысли на русском, хоть и с орфографическими ошибками.
Утверждения, что кто-то из русских царей плохо говорит по-русски (и/или любит окружать себя иностранцами), всегда носили политический характер. Они могли исходить от врагов Романовых вроде памфлетиста князя Петра Владимировича Долгорукова, который уничижительно называл Романовых Гольштейн-Готторпской династией (Прежде чем стать русским императором, Петр III, сменивший на престоле свою тетку Елизавету Петровну, был герцогом Гольштейн-Готторпским.), приравнивая их к мелким немецким князькам, чуждым и враждебным всему русскому (П. В. Долгоруков. Петербургские очерки. М., 1992.). При Николае II даже обсуждался запрет к продаже авторитетного немецкого справочника «Готский альманах», в котором указывалось, что после императрицы Елизаветы Петровны Россией правят Гольштейн-Готторпские-Романовы.
Легенда 2. Женился на невесте брата
Вердикт: это правда.

В царствующих семьях сначала женили старших сыновей: это позволяло избежать конфликтов между их детьми из-за престола. В семье Александра II первым должен был жениться великий князь Николай Александрович. Наследнику выбрали жену из датского королевского дома, принцессу Дагмару: союз с Данией, контролировавшей так называемые Датские проливы, которые открывали выход в Балтийское море, был выгоден России. В 1864 году российский наследник встретился с принцессой, а затем молодые люди обручились. В апреле следующего года жених умирает в Ницце от туберкулезного менингита. В последние минуты при нем были его невеста и брат Александр Александрович: по легенде, умирающий соединил руки брата и невесты, благословив их на брак (впрочем, никаких подтверждений этому нет). Через полгода Александра поставили перед фактом: государственные интересы требуют его женитьбы на Дагмаре. Александр был против, так как был увлечен фрейлиной императрицы Марией Мещерской, но ее быстро отправили за границу, а его — в Копенгаген. Смирившись, в июне 1866 года великий князь сделал предложение Дагмаре, а в октябре того же года они обвенчались: великая княгиня взяла имя Марии Федоровны.
Легенда 3. Он избегал толпы
Вердикт: это отчасти правда.

Вплоть до начала покушений на Александра II русские цари демонстрировали близость к народу, прогуливаясь пешком по улицам столицы. Адмирал Шестаков писал про Николая I: «Смелость, которая валила на колени безумные толпы, озаряла его сиянием власти, не допускавшим мысли о непокорности, отбросившая самое злодейство. Ничья рука не могла подняться на человека, носившего в себе убеждение неуязвимости» (Цит. по: И. В. Зимин. Царская работа. XIX — начало XX в. Повседневная жизнь российского императорского двора. М., 2021.).
Во второй половине XIX века в Европе началась эра покушений на коронованных особ и государственных деятелей: испанского премьер-министра, французского императора, князя Бисмарка, германского императора, королеву Викторию, австрийскую императрицу. После убийства Александра II террористами 1 марта 1881 года его сын не мог не ожидать покушения. Приближенные императора тоже этого опасались: на улицах, по которым он ехал, выстраивалась охрана, офицеры гвардейских полков удерживали толпу на расстоянии. Первый начальник охраны Александра, граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков, распорядился, чтобы секретные агенты, одетые в штатское платье, держали под постоянным наблюдением первые ряды публики, окружавшей царя.
В начале своего царствования Александр III избегал многолюдных сборищ и не гулял по улицам Петербурга, как его отец и дед; царские парки были закрыты для всех, кроме избранных (Зато в Дании он гулял и ездил на обычном поезде из Фреденсборга в Копенгаген (охрана в штатском держалась на расстоянии).). Зато во второй половине царствования он начал ездить по Петербургу в открытой коляске или санях. Очевидец вспоминал: «Среди моря человеческих голов двигалась большая открытая коляска, в которой сидел могучий царь в каракулевой папахе и его хрупкая изящная супруга. Пониже на запятках стояли два великолепных бородатых казака» (C. Grunwald de. Les nuits blanches de Saint-Petersbourg. Paris, 1968. Перевод автора.).
Тем не менее чрезвычайные меры для охраны царя принимали до конца его царствования. Весной 1893 года Владимир Вернадский писал:
«Сегодня приезд царя. <…> В городе масса стеснений. В университетской клинике, где раньше была комиссия из полиции, шпионов и т. п., запечатаны погреба. С лиц, живущих на Театральной площади по Моховой и др. улицам, взяли подписку, что они не будут открывать окна во время пребывания царя, а если хотят видеть въезд, то позволяют лишь под ответственность домохозяина и беря подписку, что в их квартирах не будет никого, кроме них и указанных ими заранее знакомых. По некоторым улицам во все время пребывания царя запрещено ездить с чемоданами, и на вокзалы приходится объезжать издалека. <…> Экскурсия геологическая, назначенная на пятницу, отменяется по соображениям, что это опасно…»