Чернышевский — революционер и нигилист?

ArzamasКультура

Фактчек: 12 самых популярных легенд о Чернышевском

Революционер? Нигилист? Автор эротического романа, отправившийся в двадцатилетнюю ссылку за призывы к революции? В новом выпуске рубрики «Фактчек» рассказываем о жизни автора романа «Что делать?»

Автор Юлия Сафронова

Чернышевский за переводом истории. Картина И. Михеева © И. Михеев / «Моя Москва»

Легенда 1. Чернышевский был очень религиозным человеком

Вердикт: это не совсем правда.

Благодаря Владимиру Набокову вопрос о религиозности Николая Черны­шевского давно вышел за пределы интереса биографов и исследователей идейного наследия публициста, превратившись в литературный факт. В романе «Дар» цитируются предсмертные слова Чернышевского, произнесенные им в бреду: «Странное дело: в этой книге ни разу не упоминается о Боге»1. Герой романа Чердынцев завершает ироничное, проникнутое неприязнью жизнеописание известного публициста сожалением о том, что мы никогда не узнаем, о какой книге идет речь.

1В. В. Набоков. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. М., 2003.

Между тем мы не можем судить о религиозности Чернышевского как таковой, разве что зафиксировать, что на протяжении жизни она менялась. Сведения об этом отрывочны, поскольку он много писал о Боге в юношеских дневниках, но в зрелости свои личные отношения с религией не обсуждал. В то же время известно, что экземпляр Библии был в его библиотеке и в последние годы жизни.

Разумеется, как человек, вышедший из духовного сословия, выросший в семье священника и учившийся в духовной семинарии, Чернышевский был глубоко погружен и в христианскую доктрину, и в обрядовую сторону православия. Церковь, точнее Сергиевская церковь в Саратове, буквально была частью мира его детства. «„Белить церковь“ — вероятно, наша семья столько же толковала об этом вопросе, сколько о том, делать ли вновь деревянную кровлю на нашем доме», — вспоминал он позднее2.

2Цит. по: А. П. Ланщиков. Н. Г. Чернышевский. М., 1987.

Эволюция религиозности Чернышевского происходила в течение нескольких лет под влиянием Гегеля, Прудона, Фурье и Фейербаха. Размышления об этом появляются в его дневниковых записях с 1848 года. Судя по ним, двадцатилетний юноша сам не знал, как определить свои отношения с религией, и эмоционально переживал возможность отказа от веры: «…жаль, очень жаль мне было бы расстаться с Иисусом Христом, который так благ, так мил душе своею личностью, благой и любящей человечество, и так вливает в душу мир, когда подумаешь о нем». Типична для этих лет запись 11 июля 1849 года: «Религия. Ничего не знаю; по привычке, т. е. по сраставшимся с жизнью понятиям верую в Бога и в важных случаях молюсь ему, но по убеждению ли это — бог знает».

Чернышевский не пережил одномоментный и радикальные кризис веры: скорее это было постепенно наступавшее равнодушие. 15 сентября 1850 года он отметил в дневнике: «Скептицизм в деле религии развился у меня до того, что я почти совершенно от души предан учению Фейербаха…»3 В результате этой эволюции вера в Бога оказалась заменена антропологической филосо­фи­ей: «Человек живет для человека и выше человека ничего в мире не знает»4.

3Н. Г. Чернышевский. Избранные философские сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1951.

4Там же.

В действительности для понимания личности Чернышевского важнее его происхождение из духовного сословия. Лори Манчестер, автор книги «Попо­вичи в миру», показала, что сыновья священников, выбравшие светскую карьеру, продолжали быть носителями особого этоса, присущего духовенству. Этот этос сформировал модель самосознания русской интеллигенции: «социальный активизм, безоговорочная преданность общественному благу, отрицание своекорыстных интересов» в сочетании с рефлексией о собственной личности5. В этом смысле Чернышевский был типичным «поповичем в миру» на протяжении всей своей жизни.

5Л. Манчестер. Поповичи в миру. Духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России. М., 2015.

Легенда 2. Он рос в среде нигилистов

Николай Чернышевский. 1859 год. Саратовский музей-усадьба Н. Г. Чернышевского

Вердикт: это неправда.

Чернышевский родился в 1828 году, так что даже формально не мог вырасти в среде нигилистов, поскольку эпоха нигилизма в России началась на рубеже 1850–60-х годов. В это время Чернышевский уже был студентом Санкт-Петер­бургского университета. Хотя его мировоззрение действительно формирова­лось под влиянием новых знакомств в среде столичных радикалов, вряд ли можно использовать слово «вырос» в отношении двадцатилетнего молодого человека.

Детство будущего публициста прошло в дружной и не совсем обычной для духовенства семье, которую сам он сравнивал с республиканской Швейцарией. В одном доме жили близкие родственники, принадлежавшие к разным сосло­виям. Во главе стояла бабушка, Пелагея Ивановна Голубева, удачно выдавшая старшую дочь замуж за недавнего выпускника Пензенской духовной семи­нарии Гавриила Ивановича Чернышевского. Это позволило семье покойного настоятеля главного кафедрального собора Саратова остаться в считавшемся «аристократическим» Сергиевском приходе, включавшем всю городскую элиту. По обычаям того времени зять унаследовал место скончавшегося тестя. Младшая дочь дважды была замужем за дворянами, поэтому у семьи была прислуга из крепостных. Имущественные отношения между домочадцами были запутанными: Николай Гаврилович иронично замечал, что его батюшка и дядюшка принадлежали к сословию, «не имеющему никакой движимой собственности, кроме платья», поскольку отдавали все доходы бабушке, матушке и тетушке. При этом в доме царило равенство:

«Никто не присваивал себе никакой власти ни над кем из четырех ос­тальных [взрослых]. <…> Но по очень близкой связи интересов и чувств каждого со всеми остальными никто не делал ничего важного без со­ве­щания — совершенно добровольного — со всеми остальными»6.

6Цит. по: А. П. Ланщиков. Н. Г. Чернышевский. М., 1987.

В этой дружной семье вольнодумства никогда не было. Напротив, дети росли в религиозной, скромной атмосфере. Мальчик, сам себя называвший «библио­фагом», в 12 лет читал Четьи минеи7 из библиотеки отца, но представления о мире, внушаемые дома, разительно контрастировали с тем, что он видел на улицах губернского города. Позже он писал об этом:

«Будь честен; пьянствуй; будь добр; воруй; люди все подлецы; будь справедлив; все на свете продажно; молись Богу; не пей вина; Бога нет; будь трудолюбив; бей всех по зубам; кланяйся всем; от ученья один вред; бездельничай; от науки все полезное для людей; законы надобно уважать; плутуй; люби людей; дуракам счастье; смелому удача; говори всегда правду; без ума плохо жить; будь тише воды, ниже травы; закон никогда не исполняется; закон всегда исполняется…
     <…>
     <…> Ахинея»8.

7Четьи минеи — в православии четьи, то есть предназначенные для чтения, сборники, содержащие тексты житийного и поучительного характера.

8Там же.

Легенда 3. Он спровоцировал жену на измену, чтобы решить женский вопрос

Ольга Сократовна Чернышевская (в девичестве Васильева). Вторая половина XIX века. Wikimedia Commons

Вердикт: это отчасти правда.

По окончании университета Чернышевский записал в дневнике: «Теперь у меня своя мысль — жениться и perpetuum mobile»9. Еще до встречи с будущей женой он сформулировал кардинально новую концепцию брака:

«По моим понятиям, женщина занимает недостойное место в семей­стве. Меня возмущает всякое неравенство. Женщина должна быть равной мужчине. Но когда палка была долго искривлена на одну сторону, чтобы выпрямить ее, должно много перегнуть ее на другую сторону»10

9Цит. по: И. Паперно. Семиотика поведения: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма. М., 1996.

10Там же.

Этим идеям он следовал в жизни и описал их в романе «Что делать?».

Первоначально Чернышевский предполагал найти и «спасти» девушку, нахо­дящуюся в крайней нищете, однако затем его выбор пал на дочь саратовского врача Ольгу Сократовну Васильеву. У его избранницы была дурная репутация из-за слишком вольного нрава и слухов о недопустимых для незамужней барышни отношениях с мужчинами. Еще до брака Чернышевский писал в дневнике о том, что он будет делать в случае измены жены:

 

«А если в ее жизни явится серьезная страсть? Что ж, я буду покинут ею, но я буду рад за нее, если предметом этой страсти будет человек достойный. Это будет скорбью, но не оскорблением. А какую радость даст мне ее возвращение!»11

11Там же.

Как показала автор книги «Семиотика поведения: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма» Ирина Паперно, эти идеи во многом были резуль­татом увлечения романами Жорж Санд: проповедуемый в них принцип «свободы сердца» определил не только жизнь Чернышевского, но также тройственные союзы Александра Герцена и его первой жены Натальи с немецким поэтом Георгом Гервегом, а затем самого Герцена — с Натальей и Николаем Огаревыми. Содержание романа «Жак», в котором муж кончает самоубийством, чтобы освободить жену от себя для нового брака, Черны­шевский пересказал невесте накануне свадьбы.

Дальнейшее больше всего похоже на самосбывающееся пророчество. По слу­хам, у Ольги, кроме нескольких случайных связей, был серьезный роман, который описала в своих воспоминаниях двоюродная сестра Чернышевского Евгения Николаевна Пыпина:

«Я слышала от Ольги Сократовны, что один из товарищей и хороших знакомых Николая Гавриловича в Петербурге просил ее с ним посе­литься, и у них по этому поводу было совещание втроем, один убеди­тельно просит, другой колеблется, а третий говорит: „Если хочешь — ступай, я в претензии не буду. В этих делах человек должен быть свободен“. И вот колеблющаяся сторона осталась по-старому»12.

12Там же.

Ольга Сократовна осталась женой Чернышевского, хотя большую часть супружеской жизни они провели раздельно, пока Николай Гаврилович отбывал каторгу и ссылку.

Легенда 4. Он устраивал у себя дома танцевальные вечера для молодежи

Иллюстрация к роману Николая Чернышевского «Что делать?». Рисунок Владимира Милашевского. 1936 год © Владимир Милашевский / Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского

Вердикт: это не совсем правда.

В доме Чернышевских в Санкт-Петербурге действительно царило непри­нужденное веселье, но центром его был не Николай Гаврилович, а Ольга Сократовна. По субботам у них собиралась молодежь, гремела музыка, были танцы. Один из посетителей этих вечеров писал:

«Более всего нас привлекала прекрасная хозяйка… всегда веселая, гостеприимная и радушная. <…> Сам же Чернышевский недолго оставался среди гостей; большую часть времени он просиживал в кабинете за своей срочной работой в „Современнике“»13

13Цит. по: Н. Н. Наумова. Николай Гаврилович Чернышевский. Л., 1974.

Отчасти нравы собственного дома были описаны в романе «Что делать?»:

«…очень часто по вечерам бывают гости, — большею частью молодые люди, моложе миленького [Лопухова], моложе самой Веры Павловны… <…>. К Вере Павловне они питают беспредельное благоговение, она даже дает им целовать свою руку, не чувствуя себе унижения, и держит себя с ними, как будто пятнадцатью годами старше их, то есть держит себя так, когда не дурачится, но, по правде сказать, большею частью дура­чится, бегает, шалит с ними, и они в восторге, и тут бывает довольно много галопированья и вальсированья, довольно много простой бегот­ни, много игры на фортепьяно, много болтовни и хохотни, и чуть ли не больше всего пения; но беготня, хохотня и все — нисколько не ме­шает этой молодежи совершенно, безусловно и безгранично благо­говеть перед Верою Павловною, уважать ее так, как дай бог уважать старшую сестру, как не всегда уважается мать, даже хорошая».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 обычных занятий, которые вредят мозгу 7 обычных занятий, которые вредят мозгу

Доступные способы стать глупее, которые многие из нас используют прямо сейчас

Maxim
Невероятные стеклянные скульптуры Джека Стормса: неземная красота Невероятные стеклянные скульптуры Джека Стормса: неземная красота

Скульптуры Джека Стормса похожи на застывшие в стекле фейерверки

TechInsider
Sapiens Sapiens

Краткая история человечества

kiozk originals
Поколение-«сэндвич» в эпоху турбулентности: уроки выживания от Скарлетт О’Хара Поколение-«сэндвич» в эпоху турбулентности: уроки выживания от Скарлетт О’Хара

Чему нам стоит поучиться у героини «Унесенных ветром»?

Psychologies
На даче и на море На даче и на море

Камешки, вода, песок – отличные развивающие материалы для детей

Лиза
Какими на самом деле были детсады в СССР: воспоминания мам, детей и воспитателей Какими на самом деле были детсады в СССР: воспоминания мам, детей и воспитателей

Как женщин освобождали «от домашнего рабства» в СССР

Вокруг света
Там дыра. Что астрономы увидели в центре Млечного Пути Там дыра. Что астрономы увидели в центре Млечного Пути

Почему на построение изображений из космоса уходит так много времени?

N+1
Необычная техника для кухни, которая нужна не всем Необычная техника для кухни, которая нужна не всем

Не знаете, как разнообразить свое питание? Загляните в нашу статью

CHIP
День Бэтмена: вспоминаем лучших и худших актеров, которые примеряли костюм человека летучей мыши День Бэтмена: вспоминаем лучших и худших актеров, которые примеряли костюм человека летучей мыши

Кто и когда играл Бэтмена?

Maxim
Актеры-фронтовики СССР: через что прошли любимцы публики, прежде чем стали кумирами народа Актеры-фронтовики СССР: через что прошли любимцы публики, прежде чем стали кумирами народа

Они сражались не ради славы и оваций, а за то, что любили — за Родину!

TechInsider
«Сознание как инстинкт. Загадки мозга: откуда берется психика»: Как нейроны приводят в действие разум «Сознание как инстинкт. Загадки мозга: откуда берется психика»: Как нейроны приводят в действие разум

Отрывок из книги «Сознание как инстинкт» — о модульном устройстве нашего мозга

N+1
Кино эпохи замещения Кино эпохи замещения

«Святым тут не место»: версия Пола Шрейдера, которую мы заслужили

Weekend
География чтения: 5 книг о Северной Африке География чтения: 5 книг о Северной Африке

Книги о загадочном континенте, который манит авантюристов и путешественников

Вокруг света
Не вокзал и не магазины: что запрещено фотографировать в России на самом деле Не вокзал и не магазины: что запрещено фотографировать в России на самом деле

Что действительно нельзя фотографировать на территории Российской Федерации

VOICE
Какая пища опаснее для здоровья: жирная или сладкая Какая пища опаснее для здоровья: жирная или сладкая

Что из этого вреднее всего? Разберемся на примере сладкой и жирной пищи

TechInsider
«Нервные клетки не восстанавливаются»: 12 разрушительных мифов о старении мозга «Нервные клетки не восстанавливаются»: 12 разрушительных мифов о старении мозга

Развенчиваем распространенные мифы о старении мозга

Вокруг света
Квантовый интернет. Перспективная сеть на невероятной основе Квантовый интернет. Перспективная сеть на невероятной основе

Квантовые компьютеры делают первые шаги. А каким будет квантовый интернет?

Цифровой океан
Гости приглашают друзей: как устроен маркетинг в ресторанном бизнесе Гости приглашают друзей: как устроен маркетинг в ресторанном бизнесе

Как выбрать нишу, кулинарную концепцию и маркетинг ресторана

Forbes
Миллиардер Уоррен Баффет: 10 советов, как экономить деньги Миллиардер Уоррен Баффет: 10 советов, как экономить деньги

Как правильно относиться к деньгам, чтобы не потерять, а приумножить

Psychologies
Умные лайфхаки для вашего автомобиля: комфортное вождение Умные лайфхаки для вашего автомобиля: комфортное вождение

Эти хитрости для автовладельцев помогут продлить срок жизни вашего автомобиля

TechInsider

Как убедить любого человека делать то, что нужно тебе, а не ему

VOICE
Как критики оценили «Доктор Стрэндж. В мультивселенной безумия» от Marvel Как критики оценили «Доктор Стрэндж. В мультивселенной безумия» от Marvel

В мировой прокат вышел второй фильм о Стивене Стрэндже

РБК
Колонка психиатра: сложная любовь или психическое заболевание? Колонка психиатра: сложная любовь или психическое заболевание?

Психиатр — как болезнь его пациентки стала причиной трудностей в отношениях

Psychologies
«И вся эта смерть продолженье» «И вся эта смерть продолженье»

О чем и как писал поэт Алексей Цветков

Полка
Доброжелательный сексизм: убеждения, которые мешают женщине испытать оргазм Доброжелательный сексизм: убеждения, которые мешают женщине испытать оргазм

Иногда получить удовольствие женщине мешают ее убеждения

Psychologies
Тихое насилие: как он унижает тебя, ни слова не говоря Тихое насилие: как он унижает тебя, ни слова не говоря

Что такое тихое насилие и как оно проявляется?

VOICE
«Любым способом вывести из строя противника»: 5 фактов о боях роботов «Любым способом вывести из строя противника»: 5 фактов о боях роботов

Бои роботов привлекли внимание большого количества зрителей по всему миру

Вокруг света
«Теория сексуальной экономики»: почему одних женщин раздражает откровенная одежда на других «Теория сексуальной экономики»: почему одних женщин раздражает откровенная одежда на других

Как и почему срабатывает внутриполовая конкуренция?

Psychologies
«Меня ненавидит мой брат, что делать?»: практические советы психолога «Меня ненавидит мой брат, что делать?»: практические советы психолога

Что может стать причиной разногласий сиблингов?

Psychologies
Семь нелепых автомобилей из крутых кинофильмов (и один велосипед) Семь нелепых автомобилей из крутых кинофильмов (и один велосипед)

Подборка чудных автомобилей из кино, контрастирующих с образами персонажей

Maxim
Открыть в приложении