Фактчек: 10 самых популярных легенд о Генрихе VIII
Генрих VIII был параноиком и везде видел заговоры? Его род был проклят? Он казнил своих жен, потому что подозревал их в колдовстве? И начал Реформацию, только чтобы развестись? Разбираемся, что из этого правда, а что нет, в новом выпуске рубрики

Легенда 1. В молодости Генрих VIII был гуманистом
Вердикт: это правда.
Прежде чем переходить к сути вопроса, стоит разобраться, кто такой гуманист — вернее, кого можно назвать гуманистом применительно к истории XVI века. Толковый словарь дает два варианта ответа. Первый звучит так: гуманист — это тот, кто признает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье и прочее. В этом смысле вердикт будет скорее отрицательным. Бесспорно, в молодости большинство людей несколько добрее и гуманнее, чем в зрелые годы, но жизнь англичан XVI века можно смело назвать суровой: бесконечные военные и религиозные конфликты, повторяющиеся эпидемии1, массовые публичные казни, на которые зрители шли как на праздник. Все это подводит нас к неутешительному выводу: в те времена человеческая жизнь ценилась не слишком высоко. По современным меркам жители шекспировской Англии были черствыми и циничными. В свою очередь, Генрих VIII даже в молодости не отличался излишней чувствительностью, а в зрелые годы и вовсе прослыл тираном.
1Например, летом королевский двор неизменно покидал Лондон, потому что в жаркие месяцы столицу захлестывала либо очередная волна чумы, либо не менее смертоносная «потливая лихорадка» (иначе — потница). Это инфекционная болезнь, возникавшая по непонятным причинам и часто заканчивавшаяся смертельным исходом: люди умирали в течение нескольких часов с момента появления первых симптомов. Болезнь получила свое название из-за одного из симптомов — крайне обильного потоотделения с ярко выраженным неприятным запахом.
Второе значение термина «гуманист» — представитель так называемого гуманизма, деятель эпохи Возрождения, образованный, ученый человек, преуспевший в науках и искусствах. И здесь в пользу Генриха VIII можно сказать многое. Разумеется, он не был ученым или видным деятелем науки в полном смысле слова, но королей-ученых в принципе не существует — во всяком случае, европейская история таких примеров не знает. Тем не менее в молодости Генрих VIII был очень близок к гуманистическим кругам. Он прекрасно знал языки, например латынь. Некоторые ученые предполагают, что в 1521 году он даже написал по-латыни богословский труд «В защиту семи таинств», где отстаивал принципы католической веры и яростно критиковал протестантизм. За эту книгу Генрих получил от папы Льва X титул «защитник веры». Впрочем, авторство этого сочинения — предмет дискуссий, по наиболее распространенной версии, основную часть текста мог написать знаменитый философ Томас Мор.
Вообще, Генрих владел семью языками: английским, французским, испанским, немецким, итальянским, латынью и греческим. Как и любой принц того времени, он также изучил семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. К ним стоит прибавить историю — необычайно популярную в XVI веке науку. Считалось, что из деяний людей прошлого можно черпать назидательные примеры. Генрих VIII очень любил произведения античных авторов, в частности рассказы о подвигах Александра Македонского. Наконец, король был неплохим поэтом и талантливым музыкантом: он прекрасно играл на лютне. Например, во время ухаживания за Анной Болейн Генрих положил на популярную в то время мелодию собственные стихи и подарил англичанам знаменитую песню «Зеленые рукава».
Историки, конечно, не называют Генриха VIII гуманистом, но подчеркивают, что в молодости он казался своим современникам образцом просвещенного ренессансного государя — покровителя ученых и людей искусства. Король приглашал ко двору художников, музыкантов и поэтов, дружил с Томасом Мором, неоднократно бывал у него в гостях и даже делил с ним скромную трапезу. Восшествие Генриха VIII на трон приветствовали все самые знаменитые ученые его времени. Например, Эразм Роттердамский считал его очень талантливым и многообещающим государем. Он писал:
«Это всесторонне одаренный гений. Король непрестанно учится; время, свободное от государственных дел, он посвящает чтению или проводит диспуты — которые обожает — с достойной восхищения вежливостью и необычайным спокойствием».2
2П. Вроньский. Тюдоры. М., 2015.
Томас Мор был о Генрихе не менее высокого мнения и посвятил молодому королю восторженную оду:
Он в благородном величье средь тысячи спутников виден,
И августейшая стать силой такой же полна.
На руку быстр он не меньше, чем сердцем исполнен отваги…
Пылкая сила в глазах, обаятелен облик…
<…>
…Истинно, это лицо — вестник достойной души.
Как рассудительный ум преисполнен зрелости мудрой…
<…>
Он для торговли моря отверзает. <…>
Должности все в государстве, которые прежде негодным
В откуп давались, раздал людям достойнейшим он.
<…>
…Кто благородным рожден и с просвещенным умом,
Коего девять сестер3 омыли кастальскою влагой4,
Философией5 самой было ему внушено6?
3То есть девять муз.
4Кастальская вода — древнегреческое устойчивое словосочетание. Имеется в виду вода священного для греков кастальского источника, расположенного вблизи города бога солнца и покровителя искусств Аполлона — Дельф. В данном случае Томас Мор говорит, что Генрих VIII талантлив во всех областях деятельности, за которые отвечали музы, то есть в поэзии, музыке, театральном искусстве, танцах, истории и астрономии.
5То есть философией как царицей наук.
6Т. Мор. Поздравительная песнь на день коронации Генриха VIII // Томас Мор. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III. М., 1998.
К сожалению, это прекрасное начало оказалось иллюзией. Эразм Роттердамский приехал в Англию вскоре после коронации Генриха VIII, но уже в 1513 году покинул страну, разочаровавшись и в британских университетах, и в английском короле. Томас Мор дослужился до поста лорд-канцлера, но в итоге лишился головы за то, что выступил против церковной реформы. Словом, из прекрасного ренессансного принца, преисполненного почтения к наукам и любви к искусствам, Генрих VIII довольно быстро превратился в обычного короля — не хуже, но и не лучше других.
Легенда 2. Он обожал рыцарские турниры и сам в них участвовал
Вердикт: это правда.

Генрих VIII действительно любил турниры, но в этом не было ничего необычного. Первую половину XVI столетия называют закатом эпохи рыцарства. Европейцы все еще зачитывались рыцарскими романами7, с большим удовольствием участвовали в турнирах или, если социальный статус, пол и здоровье этого не позволяли, от души наслаждались этим зрелищем. Даже на поле боя рыцарская конница все еще играла главную роль. То есть в этом случае Генрих VIII — всего лишь типичный пример достойного, по меркам своего времени, государя. Вот если бы он не одобрял турниры, то прослыл бы большим оригиналом, причем со знаком минус.
7Например, в Англии огромной популярностью пользовался роман «Смерть Артура» (1485) Томаса Мэлори.
Впрочем, для Генриха VIII увлечение рыцарской тематикой было не только данью моде, оно вполне соответствовало склонностям короля. В молодости Генрих был настоящим атлетом. Высокий, широкоплечий, румяный, он мог провести весь день на охоте, а вечер и часть ночи — за танцами. Юный король8 виртуозно стрелял из лука, прекрасно играл в мяч (аналог современного тенниса), увлекался борьбой и даже футболом. Хотя последняя игра и считалась увлечением простолюдинов, Генрих упоенно носился по полю вместе со своими придворными и даже заказал себе специальную обувь — высокие, закрывающие лодыжку кожаные ботинки на рельефной подошве. Стоили они немало — четыре шиллинга (в переводе на современные деньги — примерно 100 фунтов).
8Генрих VIII стал королем в семнадцать лет.
Что касается турниров, то они были истинной страстью короля и организовывались с большой пышностью. На первом турнире своего царствования Генрих VIII не сражался, потому что тот был устроен по случаю коронации: только что вошедшему на престол государю обычай отводил роль зрителя. Зато Генрих с увлечением наблюдал, как рыцари, разделенные на «воинов Афины» и «воинов Дианы», сходились в поединках и участвовали в общей схватке9.
9Подробное описание этого турнира можно найти в хронике Эдуарда Холла.
Пожалуй, самым роскошным турниром за годы правления Генриха VIII был бой, устроенный в честь рождения его сына Генриха в 1511 году. По приказу короля в специальной книге из 36 пергаментных листов создали иллюстрированный рассказ об этом состязании.
Генриху действительно было чем гордиться. Четыре рыцаря-претендента, в числе которых был и сам король, бросили вызов четырем рыцарям-ответчикам. Генрих VIII сражался под девизом «Верное сердце» и добился чистой победы — разбил свое копье о шлем соперника и выбил того из седла. Все трофеи Генрих VIII положил к ногам супруги Екатерины. К несчастью, радость триумфа вскоре омрачила трагедия: маленький принц Генрих умер, не прожив и двух месяцев.
Лучшим доказательством любви Генриха VIII к воинственным развлечениям является его коллекция доспехов. До наших дней дошло шесть комплектов, большинство из которых находятся в собрании Королевской оружейной палаты. Они демонстрируют превращение короля из стройного, подтянутого воина в весьма дородного мужчину. Любопытно, что доспехи эти очень разные, поскольку предназначались для разных видов состязаний. В 1520 году для Генриха изготовили уникальный, полностью закрывавший тело панцирь: плотно подогнанные стальные пластины прикрывали даже ягодицы и подколенные впадины. Очевидно, что сидеть в седле в таких доспехах невозможно — они делались для пеших поединков. Комплект 1514 года, напротив, предназначался для конных сшибок. Помимо обычных элементов, он был оснащен еще и торчащей латной юбкой8, доходившей почти до колен, с широкими вырезами спереди и сзади. В конном бою эти разрезы надежно закрывались передней и задней луками9 рыцарского седла.
8Латная юбка — часть доспехов, напоминающая юбку. Она могла состоять из несшитых кожаных или металлических полос, а могла быть сплошной, как на доспехах Генриха VIII.
9Лука — приподнятый изгиб края седла. На рыцарских седлах луки были очень высокими: в доспехах 1514 года они закрывали Генриху пояс.
Хотя турниры XVI века — это уже скорее спорт или высокое искусство, а не смертельный бой, травмы были практически неизбежны. В 1524 году Генриха выбили из седла метким ударом в голову: копье противника прошло сквозь смотровую щель забрала. Его величество в тот же день смог продолжить участвовать в состязаниях, но все же падение, не говоря уже о самом ударе, оказалось весьма ощутимым. Возможно, у Генриха было сотрясение мозга: когда монарха подняли, он нетвердо держался на ногах и не мог сфокусировать взгляд.
В 1536 году на турнире в Гринвиче король получил намного более серьезную травму. Он полетел на землю вместе с лошадью, закованной, как и сам монарх, в стальную броню. Упали они крайне неудачно — всадник оказался снизу. Неудивительно, что Генриха не удавалось привести в чувство целых два часа. К тому же у короля были серьезно травмированы ноги: по мнению современных медиков, речь шла об осколочных переломах. Результаты оказались неутешительными — кости срослись, но Генрих начал заметно хромать, вскоре на ногах появились крайне болезненные незаживающие язвы10. Король больше не мог участвовать в турнирах, начал стремительно набирать вес, у него появились головные боли и бессонница, окончательно испортился характер. К тому же спустя несколько дней после трагического турнира 1536 года у второй жены Генриха Анны Болейн начались преждевременные роды (как утверждала сама королева, из-за нервного потрясения и страха за жизнь супруга). Мальчик родился мертвым. Генрих лишился долгожданного наследника и безмерно горевал. Все это подводит нас к неутешительному выводу: Генрих VIII страстно любил турниры, но эта любовь стоила ему здоровья и, возможно, также стала причиной гибели его сына.
10Возможно, еще одной причиной состояния монарха стал диабет.
Легенда 3. Его род был проклят

Вердикт: это неправда.
С точки зрения любого профессионального историка, разговоры о проклятиях — это совершенно несерьезно. Конечно, в XVI веке многие европейцы увлекались оккультизмом — в частности, короли и аристократы регулярно прибегали к услугам астрологов. Считалось абсолютно нормальным составлять гороскопы и согласовывать свои действия с движением планет. Не меньшим успехом пользовалась и алхимия. Главной целью адептов этой науки было превращение неблагородных металлов в благородные — золото и серебро. Считалось, что эта трансмутация возможна при соблюдении двух условий: последовательности химических реакций и происходящего параллельно духовного совершенствования алхимика. Еще одной гранью проникнутой мистикой культуры XVI века была вера в существование ведьм и колдунов, способных насылать проклятия.