Актриса Юля Варшавская — как меняется женская повестка в российском кино

ForbesРепортаж

«Эзопов язык уже невозможен»: Ольга Сутулова о переменах в кино и женской повестке

Юлия Варшавская, Екатерина Алеева

Ольга Сутулова (Фото DR)

Летом 2022 года на платформе Ivi вышел сериал «Спроси Марту» — о жестком, талантливом адвокате, которая защищает только женщин, а сама при этом разрывается между работой и дочерью, которую пытается забрать бывший муж. В главной роли — Ольга Сутулова, которая часто играет сложных и даже антиобаятельных героинь. В интервью главному редактору Forbes Woman Юле Варшавской актриса рассказала о том, как меняется женская повестка в российском кино, как мы будем жить и снимать фильмы и сериалы в новой реальности, а еще о многолетней дружбе с фондом «Вера».

Героиня Ольги Сутуловой, адвокат Марта, редкий женский персонаж для российского кино — женщина, которая в попытке найти компромисс между любимой работой и семьей чаще выбирает первое. И платит за это огромную цену — возможность быть с дочерью. Для нее это не просто работа, а призвание. Пережив, как и многие, столкновение с насилием, харассментом и гендерным неравенством, она приняла решение в своей адвокатской практике защищать только женщин. В каждом эпизоде клиентки Марты сталкиваются с типичными для российского общества проблемами: замалчивание изнасилований, попытки отнять детей со стороны бывших мужей, харассмент на работе и многое другое. Мы слышим, как другие герои сериала произносят самые распространенные гендерные клише, и видим их абсурдность.

Еще одна нетипичная для российского кино черта: авторы проекта даже не пытались сделать Марту однозначно положительным персонажем — это сложный, честный и в каких-то вещах антиобаятельный женский образ. Для Ольги Сутуловой эта актерская задача понятна — в сериале Романа Волобуева «Последний министр» она играла циничную и остроумную чиновницу Ксению Нечаеву, а в «Содержанках» Константина Богомолова — тусовщицу Алису. Среди других работ Сутуловой — сериалы «Троцкий» (2017), «Алиби» (2018), фильм «Иваново счастье» (2021). Кроме того, актрису связывает многолетняя дружба с фондом «Вера», единственной в России НКО, которая занимается поддержкой хосписов и их пациентов.

Forbes Woman поговорил с Ольгой Сутуловой о том, как изменилось отношение к женским персонажам в российской киноиндустрии и какую роль в этом сыграли платформы, какие фильмы мы будем смотреть в новой реальности и почему мы так боимся говорить про умирание, хотя это касается каждого.

— Ольга, мне кажется парадоксальным тот факт, что этим летом у вас вышел сериал «Спроси Марту» — настоящий прецедент того, как нужно снимать отличное кино про женщин, как должна быть сегодня рассказана женская история, — но при этом его никто не промоутирует. Как будто его хотели выпустить максимально тихо. Я увидела его совершенно случайно, хотя обычно получаю десятки писем о новых проектах про женщин.

— Я не думаю, что стоит искать скрытый смысл намеренного замалчивания этой истории. Сериал был сделан для одного из федеральный каналов в 2019 году, еще до пандемии, но в итоге его не стали показывать — и он был куплен платформой. Конечно, мне жаль, что нет рекламы, но я не обижаюсь, потому что понимаю: обычно платформы вкладываются в рекламу собственного контента.

— Это правда грустно, потому что на рынке российских сериалов очень мало таких историй. Интересно, что он был снят еще три года назад. Для нашей киноиндустрии образца 2019 года это ведь совсем революционная штука?

Да, я не слышала ни об одном проекте, параллельно снимающемся, на эту тематику. Все остальное пришло в индустрию сильно позже, те же «Два холма» (сериал-утопия о мире воцарившегося матриархата. — Forbes Woman), которые хоть как-то касаются этой проблемы. Конечно, были мои «любимые» сценарии, где даже сюжет про женщину-полицейского становится историей о тяжелой женской судьбе. Там все зависит от того, в каком героиня платье. Если она бизнесвуман, у нее красивое платье. Если она полицейский по делам несовершеннолетних, у нее уже не такое красивое платье, 15 детей и, конечно же, муж-абьюзер. В общем, все это никак не отражало современной повестки.

Саша Ремизова (российский сценарист, продюсер, шоураннер. — Forbes Woman) придумала «Спроси Марту», мне кажется, еще в 2017 году. Мы сидели в Ленинграде, и она говорит: «Слушай, есть такая идея. Давай подумаем». В итоге она и автор идеи, и шоураннер. Она придумала героиню, которая живет так, как считает нужным, понимая, что есть вещи, которыми ей придется пожертвовать и, возможно, все это будет очень болезненно. Когда мы работали, у нас не было задачи сделать симпатичного персонажа, что не очень привычно для современного телевидения. Обычно мы все-таки стараемся максимально оправдать героя и сделать его обаятельным для аудитории. Мне же очень хотелось, чтобы Марта не была обаятельной.

Кадр из сериала «Спроси Марту».

— Да, но если бы это был персонаж-мужчина, его антиобаяние и было бы его привлекательной чертой.

Конечно, он же делает, что хочет. Для него нет никаких правил игры, потому что он работает без принципов. Он жертвует семьей и ребенком, что часто общее место для работающего мужчины, — и это считается очень клевым. А здесь такой персонаж, но женский.

На самом деле я думаю, что сейчас к нам придет еще какое-то количество зрителей. Потому что площадки все же вкладываются в новую продукцию. Но мы просто не успеваем работать, чтобы удовлетворить запросы аудитории, к сожалению. Мы как-то не были готовы к сложившейся ситуации. Сейчас все стараются, пытаются, снимают, но пока мы не можем угнаться за спросом. Поэтому придется пересматривать по второму разу то, что есть.

— Получается, что у этого проекта и шоураннер, и автор, и режиссер (Флюза Фархшатова) — женщины. Вы как-то сказали: «Задалбывает ситуация, когда мужик пишет о тяжелой женской судьбе, при этом сидит в своей однушке с мамой на Ленинском проспекте и просто примерно не представляет, про что речь». В «Спроси Марту» все было по-другому?

Благодаря команде женщин мы можем говорить о табуированных темах. Например, о том, почему при условии, что надо пожертвовать семьей или работой, раньше женщинам всегда приходилось выбирать семью, а теперь мы имеем право выбрать работу. Вопрос, что мы можем быть плохими в общепринятом смысле, но хорошими для себя, раньше не поднимался, потому что мужчины это не обсуждали. Для них проблема женщины в том, что она одинока. Других вариантов нет. Я понимаю когда ты видишь только 1/1000 грань ситуации, наверное, тяжело быть объективным. А сейчас объективность появляется, пусть и ограниченная правилами, которые позволяют сделать проект успешным. Есть, в конце концов, генпродюсеры платформ, которые принимают товар, и у них есть право на это влиять.

Но тематика очень меняется. У того же «Кинопоиска» мы видим много женских историй и женщин-шоураннеров. Я уверена, что Саша Ремизова как один из их продюсеров разных проектов очень на это влияет. Раньше мы часто работали по принципу: «Какой запрос? На народную комедию. Давайте зафигачим 15 народных комедий». Сейчас Саша говорит о том, что ей интересно, имеет на это право, имеет возможность, имеет влияние и власть, поэтому появляются такие проекты. Или, например, вышел сериал «Псих» Федора Бондарчука с Константином Богомоловым в главной роли. Там тоже много кейсов, которые звучат современно и очень неожиданно.

Кадр из сериала «Спроси Марту».

— Кажется, в том числе с помощью сериалов на международных платформах, мы начали постепенно двигаться в сторону гуманизма в отношении женщин. Вы это как-то ощущаете? В российском кино и в сериалах появляется эта гуманизация?

К сожалению, «гуманизация» — очень громкое слово. Если мы рассматриваем ее как оправдание женских рефлексий, может быть, но я думаю, что гуманизм — это все-таки другое. В том узком сегменте сценариев и книг, которые я получаю и читаю, я не вижу ничего подобного. Но я точно могу сказать, что появляется понимание той ответственности, которую мы несем, совершая разные поступки. То, чего тоже не было. Конечно, в этом смысле мы немного опаздываем, но у нас, как всегда, свой путь. Эти истории сейчас появляются, их много, часто они раскрываются на примере отношений родителей и детей. С разной степенью таланта, но все равно это важная тема в современном киноразговоре.

Еще существует такая вещь, как специфика платформы, потому что они начинают с этим вопросом определяться. Кто-то делает только «развлекуху», кто-то становится агрегатором. «Кинопоиск» периодически делает какие-то спецпроекты. В этом смысле «Нулевой пациент» был для меня суперважным разговором. И дело не в том, что его снял мой муж Евгений Стычкин как режиссер. Я человек очень строгий и неприятный, поэтому это был вообще первый фильм, который я у него посмотрела. Помимо важного разговора про СПИД, который у нас до сих пор табуирован — что страшно, потому что вокруг него должна быть не истерика, а просвещение, — это история про внутреннюю ложь и внутренний страх. Про внутреннюю цензуру и про то, что мы делаем сами с собой, а не какие-то злые дяди с нами. Я считаю, очень круто, что такой разговор есть на крупной платформе.

— Как вы думаете, будет ли развиваться гендерная повестка в кино в новых условиях?

Я уверена, что будет, потому что это безопасная и очень важная тема. Она будет развиваться, как и еще какое-то количество подобных тем. Должно же хоть что-то остаться.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Живая ткань Живая ткань

Как восстанавливают разрушенные войной города

Forbes
Тонизирующий массаж роллами для хорошей осанки и против целлюлита Тонизирующий массаж роллами для хорошей осанки и против целлюлита

Для чего нужны роллы с рельефной поверхностью и как ими пользоваться?

Лиза
Из-за глобального потепления живородящие ящерицы начали стареть до рождения Из-за глобального потепления живородящие ящерицы начали стареть до рождения

Тепловой стресс укорачивает длину теломер у матерей и их потомства

N+1
Как я жила с альфонсом: личная история нашей читательницы Как я жила с альфонсом: личная история нашей читательницы

Наша героиня искала любовь, а нашла мужчину, который решил пожить за ее счет

VOICE
Можно ли снять фильм на смартфон? Еще как! Вот что нужно знать Можно ли снять фильм на смартфон? Еще как! Вот что нужно знать

В XXI веке снять кино буквально ничего не стоит

ТехИнсайдер
В глубинах океана есть загадочный В глубинах океана есть загадочный

Глубоко в океане есть «затерянный город», и это место не похоже ни на что другое

ТехИнсайдер
Есть ли толк от интервального голодания: ученые попытались разобраться, но в итоге запутались еще больше Есть ли толк от интервального голодания: ученые попытались разобраться, но в итоге запутались еще больше

В чем секрет интервального голодания?

ТехИнсайдер
Любовные похождения Маяковского: тройничок, аборты, дети, самоубийство и та самая Лиля Брик Любовные похождения Маяковского: тройничок, аборты, дети, самоубийство и та самая Лиля Брик

Маяковский был нагл, эпатажен и груб, но в то же время был ранимым человеком

ТехИнсайдер
Бросил учебу, чтобы красить маму Ким Кардашьян: как школьник стал самым перспективным визажистом Америки Бросил учебу, чтобы красить маму Ким Кардашьян: как школьник стал самым перспективным визажистом Америки

Сэм Виссер — настоящий гений макияжа

VOICE
Рушим мифы об эндоскопическом омоложении: убедись во всем на звездных примерах! Рушим мифы об эндоскопическом омоложении: убедись во всем на звездных примерах!

Разберем популярные мифы об эндоскопическом омоложении на звездных примерах

VOICE
8 программ для записи видео с экрана ноутбука 8 программ для записи видео с экрана ноутбука

Самые подходящие программы для записи видео с экрана компьютера

CHIP
Что делать с кабачками? 3 необычных рецепта, которые спасут, если тебе опять всучили кабачок Что делать с кабачками? 3 необычных рецепта, которые спасут, если тебе опять всучили кабачок

Что делать, если у вас слишком много кабачков?

VOICE
Почему оборотень Джейкоб из “Сумерек” не стал суперзвездой — как Кристен Стюарт и Роберт Паттинсон Почему оборотень Джейкоб из “Сумерек” не стал суперзвездой — как Кристен Стюарт и Роберт Паттинсон

Почему про Тейлора Лотнера все забыли?

VOICE
Машинное обучение предсказало толщину нейтронной кожи свинца Машинное обучение предсказало толщину нейтронной кожи свинца

Физики рассчитали толщину нейтронной оболочки в ядре изотопа свинца-208

N+1
Как ухаживать за кожаной обувью: следуйте этим правилам, и ботинки прослужат вам дольше Как ухаживать за кожаной обувью: следуйте этим правилам, и ботинки прослужат вам дольше

Как правильно ухаживать за ботинками из кожи, чтобы сохранить их состояние

ТехИнсайдер
Маневрируем в позе «зю»: разбираем главные стереотипы о балансе карьеры и материнства Маневрируем в позе «зю»: разбираем главные стереотипы о балансе карьеры и материнства

Тема совмещения материнства и карьеры давно набила оскомину

Forbes
Сделать код понятным: как Барбара Лисков повлияла на современное программирование Сделать код понятным: как Барбара Лисков повлияла на современное программирование

Барбара Лисков — пионерка развития современных языков программирования

Forbes
У древних колоссальных динозавров была мягкая У древних колоссальных динозавров была мягкая

Что позволяло огромным зауроподам иметь такой большой вес?

ТехИнсайдер
Люди + технологии = любовь. Как не терять связь даже на разных концах мира Люди + технологии = любовь. Как не терять связь даже на разных концах мира

Самые удивительные способы быть ближе даже сквозь расстояния

Правила жизни
Как играют умершие актеры: что такое дипфейк Как играют умершие актеры: что такое дипфейк

Что такое дипфейки и насколько они могут быть опасны

Psychologies
Счастье по-советски: как эксперимент времен СССР влияет на нас сегодня Счастье по-советски: как эксперимент времен СССР влияет на нас сегодня

Как квазирелигиозная концепция счастья сказывается на нашем восприятии жизни?

Forbes
Кто выращивает редкие кулинарные травы в Подмосковье Кто выращивает редкие кулинарные травы в Подмосковье

Бизнес, который сегодня снабжает растениями московские рестораны высокой кухни

СНОБ
7 особенных фильмов и сериалов красавицы Виктории Толстогановой 7 особенных фильмов и сериалов красавицы Виктории Толстогановой

Роковая женщина, добрая внутри!

Maxim
Любимая мать и плохая жена: как «патриархальная сделка» заставляет женщин соперничать Любимая мать и плохая жена: как «патриархальная сделка» заставляет женщин соперничать

Как соперничество за мужчин мешает объединяться в борьбе за права женщин?

Forbes
Проверенные источники Проверенные источники

Отдых на водах идеально подходит для восстановления физических и душевных сил

Лиза
Разрушающая ревность: как избавиться от деструктивного чувства в отношениях Разрушающая ревность: как избавиться от деструктивного чувства в отношениях

Откуда берется чувство ревности и как от него избавиться?

Psychologies
Ученые «выключили» эйфорию от кокаина у мышей. Но это не сработало с женскими особями Ученые «выключили» эйфорию от кокаина у мышей. Но это не сработало с женскими особями

Открытие, которое поможет в лечении наркозависимости

Вокруг света
Соль земли: как технологии позволяют анализировать почву и повышать урожайность Соль земли: как технологии позволяют анализировать почву и повышать урожайность

Какие технологии сегодня позволяют анализировать почву?

ТехИнсайдер
«Я понимал, что многое снимаю «в стол»: фотограф Сергей Борисов о цензуре и свободе «Я понимал, что многое снимаю «в стол»: фотограф Сергей Борисов о цензуре и свободе

Фотограф Сергей Борисов — об андеграунде и чутье на тренды

Forbes
Встряхнём старину: 4 совета, которые помогут вернуть страсть в отношения Встряхнём старину: 4 совета, которые помогут вернуть страсть в отношения

Отношения уж слишком устоялись, и хочется сделать их более интригующими?

VOICE
Открыть в приложении